В понедельник иностранная пресса комментирует итоги и делится первыми впечатлениями о завершившихся накануне в Германии досрочных выборах в парламент. По предварительным итогам, с отрывом менее 1% формальную победу одержала оппозиция во главе с Ангелой Меркель. Таким образом ни ХДС/ХСС вместе с СвДП, которым многие прочили победу, ни противостоявшие им СДПГ и "зеленые" не получили абсолютного большинства в бундестаге. Между тем многие наблюдатели поначалу предсказывали легкую победу блоку Меркель, которую прочили в канцлеры.
- Одержал поражение: что потерял Герхард Шредер
- Потерпела победу: что получила Ангела Меркель
- Фрау канцлер. Политическая биография Ангелы Меркель
Немецкий журнал Focus отмечает, что с появлением первых предварительных данных о результатах голосования, в стане всех партий за исключением одной воцарилось уныние. Вечером в день выборов политические лидеры собрались на аналитической передаче Berliner Runde, и атмосфера на ней была гнетущей, пишет издание (перевод статьи публикует Inopressa.ru).
Глава партии ХДС Ангела Меркель и Эдмунд Штойбер (ХСС) вынуждены были комментировать плохие результаты своей фракции на выборах. Пока еще действующий министр иностранных дел Йошка Фишер от партии "зеленых" пребывал в осознании, что скоро покинет свой пост, а председатель либеральной партии СвДП Гидо Вестервелле, пусть и получивший много голосов, - что не может сотрудничать с ХДС/ХСС. Лотар Биски из "Левой партии" и так никогда не вызывал ни у кого особых симпатий.
Только один человек во время передачи ухмылялся с сомнительной самоуверенностью. Пока еще действующий канцлер Герхард Шредер вел себя так, как будто он получил абсолютное большинство голосов, пишет Focus. "Никто, кроме меня, не в состоянии создать стабильное правительство", - заявил он. Предложение главы ХДС Меркель начать переговоры о формировании федерального правительства под ее началом Шредер с усмешкой отклонил: "Моя партия не пойдет на предложение госпожи Меркель. Немецкий народ уже решил вопрос о том, кто должен стать канцлером".
В негативных тонах отзывается о результатах выборов ведущая немецкая экономическая газета Handelsblatt. По мнению издания, выборы были "странными" и закончились для Германии с "фатальным результатом". Несмотря на то что фракция ХДС/ХСС с небольшим перевесом голосов стала самой сильной партией Германии, избиратели, пишет издание, "не предоставили ей явных полномочий для проведения реформ".
Теоретически сейчас возможно много вариантов объединений. Однако в конечном счете Германия идет к большой коалиции. Неважно, каким будет состав: после победы малодушия Германию так или иначе ожидает "малодушное" правительство, пишет Handelsblatt (перевод статьи на сайте Inopressa.ru).
Еще ни разу в послевоенное время в период выборов в бундестаг вопрос не стоял настолько однозначно: "за" или "против" дальнейших экономических реформ. Конрад Аденауэр выстраивал свою предвыборную кампанию в 1949 году не на полемике об экономическом устройстве, а на борьбе за прочное соединение со свободным западным миром. В 1969 году, когда выбрали Вилли Брандта, на первом плане стояла восточная политика. Гельмут Коль обеспечил себе большинство голосов на выборах в 1983 году не за счет программы экономических реформ, а своим несколько расплывчатым призывом к "морально-духовному перевороту". А Герхард Шредер ("Мы не хотим ничего больше, кроме как многое сделать лучше") увиливал в 1998 году от любого высказывания в пользу реформ.
Ангела Меркель, напротив, с самого начала предстала реформатором, желающим немало изменить в Германии для того, чтобы жизнь стала лучше. Однако получить выгоду от этого смещения акцента смогли скорее либералы. До левого крыла потенциального электората ХДС позицию Меркель во время короткой, местами плохо продуманной предвыборной кампании, очевидно, было донести довольно сложно.
Германия по-прежнему тяжело свыкается с переменами, хотя в последние годы многие предприятия перестроились. Современные, ориентированные на экспорт отрасли немецкой экономики не боятся глобальной конкуренции, однако значительная часть немецкого общества, а также довольно крупный сектор внутренней экономики страны пока не совершили поворота. По этой причине в Германии, сохраняющей позиции лидера в мировом экспорте, экономического подъема не наблюдается.
Учитывая результаты нынешних выборов, весьма затруднительно представить, что Германия пойдет по пути реформ. В экономике, несомненно, и дальше будут происходить изменения, однако, если политика не будет их поддерживать, то движения вперед не будет. Нельзя допустить бездействия. Поэтому те, у кого есть смелость и мужество, "должны в составе следующего правительства использовать любые, малейшие возможности для проведения реформ", заключает Handelsblatt.
Германия после выборов. Что дальше?
Швейцарская газета Le Temps считает, что на этих выборах, как и в 2002 году, немцы не смогли определиться между левоцентристами и правоцентристами. Обе крупнейшие партии, которые, деля страну на два антагонистических лагеря, определяют ее политическую жизнь, переживают кризис.
Социал-демократы Герхарда Шредера получают самый низкий рейтинг с 1957 года. Христианские демократы во главе с Ангелой Меркель с 1951 года никогда еще не были так слабы. Напротив, небольшие партии, которые вели напористую предвыборную кампанию и отличались простыми программами (в правом лагере это были либералы, а на другом конце политического спектра - целый ряд неправительственных левых объединений), делают явные успехи.
Популизм торжествует, и умеренность, продиктованная ответственностью, уже не в чести, пишет Le Temps (Inopressa.ru). Эта тенденция свойственна не только Германии. Она отравляет политический климат во Франции и оставляет свои следы в Швейцарии.
Трудно предсказать, кто будет править Германией завтра. СДПГ Шредера проиграла, но канцлер, оправившись от шока, в психологическим плане вышел из выборов победителем, пишет швейцарское издание. ХДС еще может вернуть себе позиции сильнейшей партии в парламенте, но ее преимущество в голосах так незначительно, что на бледном лице ее лидера заметна подавленность. Политическое будущее Ангелы Меркель - под большим вопросом, считает Le Temps. "Бароны" ХДС не упустят случая заставить ее заплатить за худшее, что могло случиться с их партией.
Правые не будут управлять Германией, так как им не удалось разработать убедительного политического проекта. Левые в своей совокупности теоретически имеют за собой большинство, но в обозримом будущем им не преодолеть раздирающих их глубоких разногласий. Создание прочного большинства - крайне сложная задача. Если две крупнейшие партии заключат союз или если макиавеллист-Шредер решится на коалицию СДПГ с либералами и "зелеными", эти объединения будут хрупкими и разобьются о первое же препятствие.
По мнению швейцарской газеты, Германия вступает в политический кризис. Это новое обстоятельство: с послевоенных времен германская демократия для всех служила примером стабильности. Политический кризис накладывается на кризис "государства-покровителя", страдающего от удушья, и экономики, неспособной к росту.
У Европы есть основания беспокоиться за эту Германию - ослабленную и терзаемую сомнениями в 15-ю годовщину воссоединения. "В такое даже трудно было поверить, - пишет Le Temps. - Когда в ноябре 1989 года рухнула Стена, соседи Германии были уверены, что теперь в центре континента появится всемогущий гигант".
"Коммерсант" пишет, что Герхард Шредер в конце концов победил. 22 мая он сам инициировал проведение досрочных выборов в бундестаг за год до истечения своих полномочий, поставив в бундестаге вопрос о доверии кабинету и повергнув в изумление и собственную Социал-демократическую партию (СДПГ), и оппозицию из ХДС/ХСС, и немецкое общество в целом. Воскресные выборы показали, что расчет был верен. Несмотря на то, что в самом начале предвыборной кампании правоконсервативная оппозиция в лице ХДС/ХСС обладала огромным преимуществом, намного опережая по популярности партию власти, канцлеру Шредеру удалось провести свою кампанию максимально активно и добиться невозможного.
Пойдя на досрочные выборы, в глазах многих немцев канцлер предстал в облике озабоченного судьбой страны государственного деятеля, который вовсе не держится за свое кресло, а вместе со страной ищет пути выхода из кризиса, пишет "Коммерсант". И это существенным образом сказалось на настроениях избирателей. В последние недели предвыборной гонки канцлер Шредер сумел заметно сократить отставание своей партии от оппозиции и тем самым лишил ХДС/ХСС шансов на чистую победу – возможности получить большинство в парламенте и сформировать собственное правительство.
Называя один за другим различные варианты состава новой правящей коалиции, наблюдатели сходились в том, что ни одна из партий не сможет набрать необходимое большинство голосов для создания однопартийного правительства. Это означало, что вместо неминуемого поражения в будущем году Герхард Шредер, сдвинув выборы, сумел свести игру к почетной ничьей, которая и оказалась его победой. Вместо политического забвения ему гарантирована как минимум роль лидера сильной оппозиции. Но не исключено, что Ангеле Меркель придется сформировать так называемую большую коалицию, пригласив в нее возглавляемую господином Шредером СДПГ.
Несмотря на неожиданное слабое выступление оппозиционной ХДС/ХСС, лидеру оппозиции Ангеле Меркель все-таки удастся сформировать правительство, считает "Коммерсант". Это будет правительство "большой коалиции". Некоторые из наиболее вероятных кандидатов на министерские портфели в будущем кабинете Ангелы Меркель уже известны. Министром финансов, скорее всего, станет упоминавшийся выше профессор экономики из Гейдельберга, эксперт по финансовой политике в команде ХДС/ХСС Пауль Кирхоф. Считается, что еще один министерский портфель может получить пользующийся огромным весом в германской политике премьер Баварии, председатель ХСС Эдмунд Штойбер, который в случае нового назначения переедет из Мюнхена в Берлин.
Между тем вопрос о том, в какое степени изменится внутренняя и внешняя политика Германии, остается открытым. В области внутренней политики главная трудность для новой правящей коалиции будет состоять в необходимости доказать, что ХДС/ХСС и СвДП вовсе не "холодные и бесчеловечные бюрократы", для которых главное - успешное развитие экономики, ради которого они готовы пожертвовать интересами малоимущих и социально незащищенных слоев. Напомним, что именно так представляли своих оппонентов в ходе избирательной кампании Герхард Шредер и его соратники.
В области внешней политики Ангеле Меркель предстоит прежде всего реализовать свои трансатлантические амбиции, наладив отношения Берлина с Вашингтоном, заметно пострадавшие из-за войны в Ираке. При этом ось Берлин–Париж–Москва, как имеющая скрытую антиамериканскую направленность, уйдет в историю. В команде Ангелы Меркель говорят об ошибочности политики "осей" и обещают не допустить их создания в будущем.