Для западных разведок и спецслужб союзников Запада в Азиатско-Тихоокеанском регионе смерть лидера Северной Кореи Ким Чен Ира стала полнейшей неожиданностью. Ни "панический перезвон" между северокорейскими чиновниками, ни концентрация войск у знаменитого бронепоезда "любимого руководителя" не навели ЦРУ и другие секретные службы на догадку о кончине 69-летнего главы самого закрытого государства в мире. Это касается в том числе и разведки соседней Южной Кореи, более чем пристально следящей за событиями на севере полуострова. Но и Сеул узнал о смерти лидера КНДР так же, как и все остальные, - через 51 час после нее, из официального сообщения Пхеньяна.
"Западные разведчики уже не раз терпели фиаско на северокорейском направление", - напоминает сайт InoPressa.ru, цитируя статью The New York Times, посвященную новому провалу спецслужб.
- Прощание с Ким Чен Иром: вся Северная Корея в слезах
"Ранее спецслужбы прозевали постройку в КНДР завода по обогащению урана, узнав об этом только спустя полтора года", - напоминает издание. А также не заметили, как Пьхеньян помогал Дамаску строить ядерный реактор в Сирии, регулярно направляя в арабскую страну своих чиновников и специалистов.
"Хуже всего, - пожаловался газете анонимный сотрудник ЦРУ, - что мы не можем глубоко внедриться в их руководство. У нас есть перебежчики, но информация у них зачастую устаревшая. У нас есть доступ к фигурам среднего уровня, но они часто не осведомлены о событиях в ближнем кругу".
Эксперты также говорят о мании секретности, пропитывающей всю жизнь в стране, "опирающейся на собственные силы", и особенно ее высшее руководство. "Этот общественный строй черпает силы в своей непрозрачности. Там все очень запутанно", - рассуждает бывший посланник США в Северной Корее по ядерным переговорам Кристофер Хилл. Он добавляет, что понять расстановку сил в высшем северокорейском руководстве невозможно без знания культурной и политической специфики этого государства.
Не уследив и не успев за событиями, Запад продолжает пребывать в неведении относительно будущего развития ситуации в КНДР, а также возможного дальнейшего поведения Пхеньяна, которое влияет на весь юго-восток Азии. Смерть Ким Чен Ира спутала карты Америке и ее союзникам. "Еще 17 сентября Барак Обама собирался объявить о новой партии продовольственной помощи в обмен на возобновление переговоров о северокорейской ядерной программе", - отмечает в блоге на сайте Foreign Policy журналист Джош Рогин, которого в рамках своего обзора также цитирует InoPressa.ru. Но известие из Пхеньяна отодвинуло эти планы на неопределенный срок.
"У нас есть четкие планы действий на случай нападения со стороны Северной Кореи, но не на случай крушения северокорейского режима", - признается бывший советник бывшего президента США Джорджа Буша по Азии Майкл Грин.
А экс-советник президента США Барака Обамы Джеффри Бейдер так описал плохой сценарий развития ситуации: "Плавный переходный период, народ продолжает голодать, а они продолжают разрабатывать ядерное оружие. Еще хуже переходный период в условиях нестабильности, когда никто ни за что не отвечает, а органы управления их ядерной программой становятся еще менее прозрачными".
Французская Le Figaro пишет, что неизвестно, насколько прочны позиции наследника Ким Чен Ына в армии и не начнется ли внутри элиты борьба за власть. Большинство изданий напоминают о полном отсутствии у новоиспеченного 28-летнего главы государства опыта управления. Как на его основного возможного соперника указывают в первую очередь на высокопоставленного и опытного функционера Чан Сон Тхэка, женатого на сестре покойного руководителя.
Ким Чен Ир, правивший Северной Кореей с 1994 года (он унаследовал высший пост от своего отца Ким Ир Сена), скончался, согласно официальному сообщению, от инфаркта 17 декабря в 08:30 по местному времени (03:30 по Москве) в xоде инспекционной поездки по стране на своем знаменитом бронированном поезде. Известие о гибели "любимого руководителя" вызывало у северокорейцев повсеместное, массовое и публичное проявление горя и скорби. Наследником поста руководителя КНДР стал младший сын покойного вождя Ким Чен Ын (в другой транскрипции - Ким Чен Ун), в соответствии с выбором, который Ким Чен Ир успел сделать при жизни.