В Актюбинской области Казахстана ученик 11-го класса средней школы поселка Алпысай скончался от сердечного приступа во время военно-полевых сборов.
Главный педиатр области, возглавляющий комиссию по изучению обстоятельств гибели подростка, Аманжол Туякбай, сообщил в четверг, что сердечный приступ у школьника случился 19 мая во время забега на трехкилометровую дистанцию.
"Старшекласснику незамедлительно была оказана медицинская помощь, так как неподалеку находилась районная больница, однако усилия врачей результатов не дали", - отметил Туякбай.
Согласно информации собеседника агентства, "погибший молодой человек перед сборами вместе со своими одноклассниками проходил медицинскую комиссию, которая признала его здоровым. До этого он также не жаловался на здоровье". Между тем, по мнению Туякбая, причиной гибели, возможно, стала физическая перегрузка.
Как сообщил врач, родители погибшего ученика из религиозных соображений отказались от проведения медицинской экспертизы и не намерены предъявлять каких-либо исков.
Год назад во время бега на сборах умер российский школьник
В сентябре 2003 года несчастный случай на военных сборах школьников произошел также и в России. Ученик 11 класса Александр Бочанов на сборах в Ханты-Мансийском автономном округе участвовал в 10-километровом кроссе, 2 км из которого ученики должны были преодолеть в противогазах. Во время бега Бочанову стало плохо, и он захлебнулся рвотными массами.
Заключение судмедэкспертизы гласит, что смерть наступила в результате механической асфиксии от закрытия дыхательных путей пищей. Проще говоря, Саша захлебнулся собственной рвотой. Была ему оказана квалифицированная медицинская помощь или нет - второй вопрос, по которому мнения расходятся так же кардинально.
Марш-бросок школьники бежали примерно через час после ужина. Дважды, по словам ребят, во время пробежки звучала команда "газы", то есть им необходимо было надеть противогаз. Именно во время второй газовой атаки Саше и стало плохо. У него началась рвота, а потом он потерял сознание. "Я обернулся и увидел, как Саша упал. Сразу подбежал к нему, - вспоминает ученик 11"Б" класса Линар Зиннотов. - Сначала сержант пытался ему помочь, а потом подъехала медсестра. Она водила перед лицом Саши пузырьком с нашатырем и трясла его. Я ей сказал: "Что вы делаете? Так помощь не оказывают!" Саша умер практически у меня на руках".
Этими сборами руководил подполковник Владимир Завадский, которого долго не хотели судить. Прокуратура Югорского района отказывалась заводить уголовное дело по иску родителей Саши Бочанова, объясняя отказ тем, что в свидетельстве о смерти ребенка записано: мальчик умер уже после окончания сборов, а значит, ответственность за его смерть не должен нести организатор кросса в противогазах. Тогда родители мальчика подали жалобу в Генпрокуратуру.
Дело на подполковника Завадского в местной прокуратуре все-таки завели. По статье 286 УК РФ его обвинили в превышении служебных полномочий (грозит лишением свободы сроком от 3 до 10 лет). Более того, зампрокурора Югорского района Владимира Еремаченко, отказавшего в возбуждении уголовного дела, уволили с работы "за бездушие и формализм".
Расследование уголовного дела в отношении военкома закончилось в январе 2004 года. Военный гарнизонный суд Сургута должен был вынести приговор в феврале. Заседание несколько раз откладывалось из-за того, что родители Саши Бочанова не могли приехать в суд: у них не было денег на дорогу. Тогда судья Владимир Михайлов выделил им служебную машину для поездки в Сургут. И судебное заседание все-таки состоялось 23 марта.
24 марта Военный гарнизонный суд города Сургута оправдал сотрудника военкомата Советского района Владимира Завадского, которого обвиняли в превышении служебных полномочий, повлекшем гибель школьника Александра Бочанова.
Обвинение говорило, что подполковник Завадский виновен, поскольку не имел права проводить марш-бросок. "Это было внеплановое тактическое занятие, за час школьники должны были преодолеть дистанцию в 10 км. Такая нагрузка не предусмотрена ни учебным планом школьного предмета ОБЖ ("Основы безопасности жизнедеятельности"), ни программой военно-спортивных сборов. Кроме того, кросс проходил после 20:00, в это время дети должны отдыхать", - пояснил заместитель военного прокурора Сургута Владимир Каплюк.
Зампрокурора не сказал, правда, что школьники бежали кросс после плотного ужина, что грузовик с подполковником Завадским двигался за бегущими школьниками, запрещая им останавливаться. Что школьники просили подполковника разрешить снять противогазы, но подполковник не разрешил. Саша Бочанов упал, не добежав кросс. С ним рядом бежал одноклассник Слава Клобуков, и он предложил Саше положить ему руку на плечо. Саша положил, а потом рука сползла - мальчик потерял сознание.
Фельдшер приехавшей "скорой" давала Саше нюхать нашатырный спирт и делала ему искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. В реанимационном отделении местной больницы врачи констатировали смерть школьника от асфиксии: он захлебнулся рвотными массами. Диагноз позднее подтвердила и судмедэкспертиза.
Подполковник Завадский заявил на заседании, что занятие, на котором умер школьник, "соответствует всем нормативно-правовым актам". Он сказал еще, что никакие документы не запрещают проводить сборы по вечерам. Он ссылался на данные судмедэкспертизы, которая, помимо рвоты в дыхательных путях школьника, обнаружила у него иммуноэндокринную недостаточность, которая, считает Завадский, и стала причиной смерти. При этом подполковник не упомянул, что "в соответствии с правовыми актами" мальчик должен был пройти медкомиссию, прежде чем участвовать в сборах. А медкомиссии, по свидетельству участников сборов, не было никакой.
Выслушав доводы сторон, судья Владимир Михайлов вынес приговор - оправдал Владимира Завадского. Согласно решению Сургутского гарнизонного военного суда, подполковник Владимир Завадский, который руководил сборами, был признан недолжностным лицом, потому что подобные занятия должен проводить преподаватель ОБЖ.