В связи с приездом Джорджа Буша в Европу многие аналитики стали говорить о том, что президент намерен совершить "поворот в трансатлантических отношениях". Збигнев Бжезинский считает, что это наивная точка зрения.
"Я не думаю, что речь идет о повороте: это лишь попытка сгладить антагонизмы и взаимные подозрения, развившиеся за последние три года. Предстоит еще долгий путь, чтобы прийти к искреннему совпадению стратегических взглядов", - заявил "дикий Збиг" в интервью французскому изданию Liberation (перевод на сайте Inopressa.ru).
По мнению Бжезинского, внешняя политика США изменится лишь слегка. Европейцам не стоит особенно надеяться на то, что США заключат их в объятия и простят им позицию по Ираку.
"Я констатирую изменение в стиле, которое может стать изменением и в содержании. Это потребует очень серьезных усилий с обеих сторон. Для этого нужно обсудить всю совокупность стратегических проблем, с которыми мы сегодня сталкиваемся, сформулировать общие решения и разделить издержки, связанные с выполнением этих решений", - сказал Бжезинский.
При этом он подчеркнул, что те изменения, которые все же произойдут, пойдут на пользу не только США, но и всему миру.
"Факты заставили некоторых членов американской администрации пересмотреть ряд установок. Постепенно они пришли к признанию существенной разницы между "доминированием" и "всесилием". США доминируют в мире, но они, конечно, не всесильны. К несчастью, некоторые члены администрации Буша в последние годы путали эти два понятия. Сегодня доверие к ним упало. Они еще присутствуют в Белом доме и министерстве обороны, но их стало меньше в высших эшелонах Госдепартамента, где Кондолиза Райс сформировала отличную команду, настроенную решительно и в то же время реалистично. Главный вопрос состоит в том, останется ли ее позиция той же или изменится? Ответа на этот вопрос я не знаю", - говорит Бжезинский.
Раны, нанесенные отношениям Европы и США, придется зализывать еще не один год, полагает Бжезинский.
"Драматический раскол западного мира в значительной степени был вызван американским унилатерализмом, но это было также результатом отсутствия единой европейской позиции. Налицо была общая дисфункция: англичане, французы и немцы шли каждый в своем направлении. Англичане нашептывали на ухо Бушу умные советы, но публично поддерживали его на 100 процентов. Французы заявили о своей негативной позиции, поставив планку своего отказа очень высоко, но не сделали ничего, чтобы найти серьезную альтернативу американскому подходу - альтернативу, которая могла бы получить поддержку на общеевропейском уровне. Наконец, немцы позволили внутриполитическим лозунгам диктовать внешнюю политику страны. Чтобы преодолеть раскол, американцы должны понять, что они не могут рассчитывать на партнерство, предлагая европейцам разделить с ними издержки, но не принятие решений. Но нужно также, чтобы и европейцы поняли: партнерство не означает, что решения будут приниматься совместно, а бремя их выполнения ляжет на плечи США. Мы должны вместе выработать стратегию, но мы должны также вместе действовать ответственным образом", - заключает он.