Саммит ЕС, как ожидается, вновь станет площадкой ожесточенной борьбы между национальными и общеевропейскими интересами
Reuters
Саммит ЕС, как ожидается, вновь станет площадкой ожесточенной борьбы между национальными и общеевропейскими интересами Проект европейской конституции ратифицировали - парламентским путем и на референдумах - 18 из 27 стран-членов ЕС
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Саммит ЕС, как ожидается, вновь станет площадкой ожесточенной борьбы между национальными и общеевропейскими интересами
Reuters
 
 
 
Проект европейской конституции ратифицировали - парламентским путем и на референдумах - 18 из 27 стран-членов ЕС
Reuters
 
 
 
Глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу оптимистично настроен в отношении возможности принятия на саммите ЕС решения, которое позволит разблокировать ситуацию с евроконституцией
Reuters

Великобритания заявила о необходимости учета ее интересов на открывающемся 21 июня в Брюсселе двухдневном саммите Евросоюза, в центре внимания которого будет находиться концепция нового базового соглашения. Разработана она Германией на основе так и не принятой евроконституции, которое должно стать юридической основой жизни ЕС на ближайшие годы.

Саммит ЕС, как ожидается, вновь станет площадкой ожесточенной борьбы между национальными и общеевропейскими интересами. Это уже подтвердил Лондон. Выступая в четверг на своем последнем заседании кабинета, премьер-министр Тони Блэр, покидающий пост 27 июня, предупредил, что Соединенное Королевство уйдет из-за стола переговоров по евроконституции на саммите, если британские интересы не будут учтены, сообщает ИТАР-ТАСС.

Блэр дал ясно понять, что Лондон выступит против любого соглашения по евроконституции, если оно не будет отвечать условиям Великобритании. Они включают сохранение контроля британского правительства над внешней политикой, обороной, общим правом и социальным обеспечением. "Премьер-министр вновь указал на эти сферы и сказал, что все условия должны быть приняты", - отметил официальный представитель главы правительства.

Тем не менее глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу оптимистично настроен в отношении возможности принятия на саммите ЕС решения, которое позволит разблокировать ситуацию с евроконституцией. "Я думаю, что нам это удастся", - приводит РИА "Новости" слова Баррозу, сказанные журналистам в четверг в Брюсселе.

Процесс ратификации конституционного акта был приостановлен лидерами ЕС летом 2005 года после того, как граждане Франции и Нидерландов на национальных референдумах отказались поддержать документ. Проект европейской конституции ратифицировали - парламентским путем и на референдумах - 18 из 27 стран-членов ЕС.

Главными оппонентами в вопросе принятия конституционного акта сегодня выступают Польша и Великобритания. Для Польши "камнем преткновения" в тексте договора является предусмотренная проектом конституции формула принятия решений. Официальная Варшава предложила применять принцип "квадратного корня" вместо так называемого "двойного большинства", который, по мнению польского правительства, значительно ослабит интересы "средних" стран и усилит контроль за принятием решений в ЕС со стороны Великобритании, Франции и Германии.

Новый евродоговор: "за" и "против"

Новое соглашение на базе евроконституции разработала председательствующая в ЕС Германией. Документ понижен в статусе - из конституции он превратился в межгосударственное соглашение, которое больше не нужно выносить на референдумы, а достаточно ратифицировать парламентским путем. Из него исчезла вся символика Евросоюза, гимн, герб, само слово "конституция", которые наводили на мысль об учреждении единого европейского сверхгосударства. Авторы проекта признали, что Европа не готова к этой идее.

В то же время, этот 10 страничный документ с рабочим названием "Упрощенный договор о работе ЕС" имеет колоссальное значение для жизни Евросоюза. Из проекта конституции ЕС в него практически полностью перекочевала концепция реформы руководящих институтов сообщества. Она должна вернуть ЕС способность эффективно принимать политические решения и воплощать их в жизнь, фактически утраченную после скачкообразного расширения сообщества в 2004 году. "Если соглашение не будет принято, ЕС окажется отброшен на годы назад", - заявил накануне председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу.

Сегодня руководящие органы ЕС - Еврокомиссия, Совет ЕС и Европарламент - формируются, работают и взаимодействуют по тем же принципам, что и четверть века назад. Однако за это время прошло три стадии расширения, в результате которых ЕС вырос с 12 до 27 стран. Использование старых принципов управления в новых условиях дает все больше сбоев, а нередко и просто блокирует принятие важнейших решений. Реформа должна положить этому конец.

Среди основных положений упрощенного договора - сокращение числа членов Еврокомиссии, создание общеевропейского министерства иностранных дел, введение фиксированного поста президента Евросоюза. Отдельного упоминания заслуживает пересмотр системы голосования в Совете ЕС. Германия предлагает включить юридическую, судебную и полицейскую сферу жизни ЕС в список общеевропейских политик, по которым решения должны приниматься квалифицированным большинством голосов, а не единогласно. Берлин также предлагает новую систему расчета "квалифицированного большинства": чтобы было принято то или иное решение, "за" должны высказаться 55% государств сообщества, население которых в сумме превышает 65% от общего населения ЕС, сообщает ИТАР-ТАСС.

Поляки приезжают на саммит под лозунгом "квадратный корень или смерть". Братья Качиньские требуют изменения системы расчета "квалифицированного большинства" при голосовании в Совете ЕС. По их мнению, предложенная Германией система "дает слишком много преимуществ крупным странам, в первую очередь самой Германии". Поляки требуют отказаться от прямой зависимости числа голосов от населения страны и предлагают взамен ввести функцию "квадратного корня" от населения. Эта формула значительно снизит влияние населения страны на ее вес в Совете ЕС. В своей риторике против германского предложения польская пресса уже договорилась до воспоминаний о 1939 году и обвинений Германии в имперском стремлении доминировать в Европе. В ответ европейские политологи говорят, что Польша привнесла в отношения внутри ЕС политическую истерию и комплекс исторической неполноценности.

Как бы там ни было, Варшава готова вновь использовать свое право вето и полностью заблокировать принятие договора, если сочтет, что ее собственные интересы ущемлены. Европейские эксперты подчеркивают, что Варшава может сознательно сыграть на обострение, чтобы, блокировав этот документ, оставить в силе систему голосования договора Ниццы, которая дает Польше и Германии практически равное количество голосов.

В случае блокирования нового конституционного договора Польша рискует потерять до 67 млрд евро европейского финансирования, говорят в кулуарах саммита ЕС. Такая сумма была утверждена в декабре 2005 года в концепции бюджета Евросоюза на 2008-2013 годы. Причем значительную часть этих средств должна предоставить Германия, которая является основным донором средств в бюджет Евросоюза.

В среду Варшава и Берлин впервые объявили о некотором смягчении позиций. В частности, Германия готова предложить отсрочку вступления в силу нового договора, а также ввести понятие "права вето меньшинства" в Совете ЕС - то есть минимальное количество голосов "против", которые позволят заблокировать прохождение решения.

Лондон выдвигает совершенно другие претензии. В договоре содержится упоминание Хартии фундаментальных прав, которая позиционируется как основа европейского законодательства, в частности, в судебной сфере. Тони Блэр требует, чтобы в тексте была сделана оговорка, что это правило не является обязательным для стран членов, а относится в первую очередь к европейским институтам, Европейскому суду юстиции и т.д. Юридические советники Даунинг-стрит опасаются, что эта норма может привести к необходимости пересмотра британского законодательства.

Борьба вокруг проекта нового основополагающего договора сводится к очередному витку противостояния двух концепций европейского развития: идеи политической централизации ЕС, которую продвигают Германия и Франция, и принципу либеральной экономической интеграции с сохранением максимальных полномочий у национальных правительств, за что выступает Великобритания. По мнению большинства европейских наблюдателей, если национальные интересы снова не позволят найти общеевропейский компромисс, от этого проиграют все страны ЕС без исключения, и сильный удар будет нанесен по международному престижу Евросоюза.