В австрийской столице продолжаются переговоры стран "шестерки" (США, Китай, Франция, Великобритания, РФ и Германия) и Ирана по вопросам иранской ядерной программы. По всей видимости, самая важная встреча состоится в грядущие выходные, потому как после нескольких встреч главы МИДов США, Великобритании и Франции собираются покинуть Вену для консультаций и затем вернуться обратно, передает Reuters.
По словам источника в американской делегации, госсекретарь США Джон Керри отправится вечером из Вены в Париж для консультаций с европейскими партнерами. Из австрийской столицы уедут и главы внешнеполитических ведомств Франции и Великобритании Лоран Фабиус и Филип Хаммонд.
"Джон Керри планирует покинуть в пятницу Вену, но потом может вернуться обратно", - сказал источник "Интерфакса", близкий к переговорам. "Фабиус и Хаммонд покинут Вену сегодня вечером и вернутся в свои столицы для консультаций", - заявил источник в одной из западных делегаций.
Интересно, что глава МИДа Ирана Джавад Зариф, возглавляющий делегацию этой страны на переговорах с "шестеркой", тоже покинет Австрию в пятницу вечером для консультаций в Тегеране. По словам источника в иранской делегации, потом он вернется обратно.
Российские представители, наоборот, только поедут в Вену. Замглавы МИДа РФ Сергей Рябков в пятницу полетит в австрийскую столицу из Москвы для продолжения участия в переговорах между "шестеркой" и Ираном. "Это правда", - подтвердил он.
Отметим, что ранее Джавад Зариф, координатор от ЕС Кэтрин Эштон и госсекретарь США Джон Керри провели в Вене встречу в рамках переговоров Ирана и "шестерки". Пока стороны не делают никаких заявлений для прессы. Накануне уже состоялась встреча в формате Керри - Эштон - Зариф. Она продолжалась более двух часов, передает ТАСС.
По словам Филипа Хаммонда, между Ираном и шестеркой международных посредников остаются большие разногласия.
Подчеркнем, что президент США Барак Обама продлил действие эмбарго, наложенного ранее на поставки нефти и нефтепродуктов из Ирана. В указе главы государства отмечается, что остальные страны поставляют достаточное количество нефти, что дает возможность сократить закупки сырья и нефтепродуктов у Ирана.
Стоит добавить, что в ЕС не стали комментировать возможность продления переговоров по иранской ядерной программе после 24 ноября. Майя Косьянчич, официальный представитель главы дипломатии ЕС Федерики Могерини, в Брюсселе уклонилась от ответа на прямой вопрос о продлении переговоров, подтвердив, что их контрольный срок был назначен на 24 ноября.
Пресс-секретарь напомнила заявление Могерини, в котором та выразила надежду на успех в достижении долгосрочного и всеобъемлющего дипломатического решения между Ираном и западными державами. "Для Ирана наступил момент принять стратегическое решение, чтобы открыть путь для исторического и окончательного урегулирования ядерной проблемы, которое бы также отметило начало новой главы в отношениях между Ираном и международным сообществом", - сказала Косьянчич.
Напомним, что предыдущие переговоры "шестерки" завершились без какого-либо существенного продвижения в вопросах ядерной программы. Президент Ирана Хасан Рухани заявил, что прогресс, достигнутый на последнем раунде переговоров "шестерки" и Ирана, был крайне медленным.
Западные эксперты отмечают, что неуспех на переговорах по ядерной программе может подтолкнуть Иран к более тесному сотрудничеству с Россией, говорится в статье The Financial Times, которую цитирует InoPressa. "Если не будет достигнуто всестороннее соглашение по иранской ядерной программе и Иран не вступит на путь более нормальных экономических и политических отношений с миром, это толкнет Тегеран в объятия Москвы", - заявил Эриан Табатабаи, эксперт из Белферовского центра науки и международных отношений Гарвардского университета государственного управления им. Дж. Ф. Кеннеди.
Он объяснил, что интересы Вашингтона и Тегерана совпадают по большей части Ближнего Востока, однако внутренняя политика мешает Ирану открыто сотрудничать с Западом по вопросам региональной безопасности. И Иран, по его словам, завязывает более тесные связи с Россией не потому, что считает Москву выгодным, заслуживающим доверия партнером, а потому, что изоляция не оставила Тегерану другого выбора, кроме как повернуться в сторону Москвы.