Международные переговоры о поставках обогащенного урана в Иран завершились в среду в Вене. Выработанный на них проект соглашения передан для одобрения его участникам - Ирану, Франции, России и США. Об этом сообщил генеральный директор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Мухаммед аль-Барадеи, выступивший на этой встрече посредником.
По его словам текст документа должен быть окончательно одобрен к пятнице и может быть утвержден на ближайшей сессии Совета управляющих МАГАТЭ, передает ИТАР-ТАСС.
Суть достигнутых в Вене договоренностей сводится к тому, чтобы использовать для изготовления ядерного топлива уже имеющийся у Ирана материал, накопленный в результате его деятельности по обогащению урана. Сделать это предполагается в два этапа.
Сначала уран, уже прошедший начальную стадию обогащения с использованием газовых центрифуг, направится из Ирана в Россию. Там его дообогатят до 19,75%, а затем отправляют во Францию, где по американским технологиям предстоит изготовить топливные сборки.
Столь сложный многоэтапный процесс обусловлен тем, что речь идет о реакторе американского производства. Ему требуется специальное топливо, которое способны предоставить лишь очень немногие поставщики, поясняет агентство.
Переговоры о поставке топлива для исследовательского реактора в Тегеране проводились в развитие принципиальных договоренностей, достигнутых в начале октября в Женеве на встрече представителей "шестерки" (пять постоянных представителей Совета Безопасности ООН плюс Германия).
Между тем западная пресса обращает внимание на дипломатические трения, имевшие место в ходе венских переговоров. Так, Иран во вторник принял унизительное для Франции решение - исключить ее из схемы по переработке большей части иранского низкообогащенного урана в топливо для реактора. Тегеран подчеркнул, что нет полной уверенности, будет ли Франция исполнять все принятые на себя обязательства, пишет в среду журнал Time, на который ссылается InoPressa.
Иранские дипломаты даже задержали начало переговоров в Вене, настояв на том, что представителям Франции ни к чему находиться в помещении. В конце концов французские дипломаты все же остались, однако иранская сторона заявила, что не приемлет Францию в качестве поставщика. Компромисс был найден: Тегеран заключит сделку с Москвой, которая, в свою очередь, подпишет отдельный контракт с Парижем. Таким образом, Исламской республике не придется иметь дело напрямую с Францией.
Американский журнал называет эти действия Тегерана "дипломатической пощечиной" Парижу. Как считают авторы статьи, таким образом Иран "мстит" президенту Франции Николя Саркози, который в последнее время занял позицию "плохого полицейского", угрожая этой стране новыми санкциями и призывая президента США Барака Обаму избрать более жесткую линию.
СМИ: Иран через подставные фирмы в турецкой части Кипра закупает на Западе компоненты для разработки атомных бомб
США и ряд других стран Запада обвиняют Иран в разработке ядерного оружия под прикрытием программы мирного атома. Совет Безопасности ООН принял пять резолюций и наложил на Иран санкции, требуя от него отказаться от обогащения урана. Тегеран все обвинения отвергает, заявляя, что его ядерная программа направлена исключительно на удовлетворение потребностей страны в электроэнергии.
Однако, как пишет в среду газета Newsweek, Иран не оставляет попыток заполучить оружейные ядерные технологии. С этой целью он пытается закупить на Западе продвинутое снаряжение и компьютерный софт, которые могут быть применены в разработке атомных бомб.
Делает это Тегеран через подставные компании, зарегистрированные в подконтрольной Турции северной части Кипра - таковы данные европейских разведслужб и правоохранительных органов, передает, ссылаясь на статью, InoPressa.
Закупаемые компоненты двойного назначения применяются и в сугубо гражданских областях, а потому не могут служить 100-процентным доказательством того, что Иран конструирует бомбу. Однако, как пояснил Newsweek пожелавший остаться неназванным европейский чиновник, если собрать воедино всю информацию о производимых Тегераном закупках за последние несколько лет, получившаяся картина может послужить мощным доводом в пользу именно такой точки зрения.