Суд, назначенный на середину года, перед которым должны предстать бывшие лидеры красных кхмеров, стоявшие в 1975-1978 годах во главе террористического режима в Камбодже, может развалиться. Иностранные и камбоджийские юристы трибунала, созданного с этой целью Организацией Объединенных Наций, никак не придут к единому мнению в том, что касается основных правил процесса, пишет Die Presse.
Так, Камбоджа требует, чтобы национальное право всегда стояло выше международного. Также под вопросом оказалась роль иностранных адвокатов: Камбоджа не хочет, чтобы они имели возможность задавать в суде свои вопросы. Однако для представителей ООН их присутствие необходимо, так как они настаивают на обязательной независимой защите. Скорый показательный процесс, срежиссированный камбоджийской юстицией, которая подчинена правительству страны, ООН ни к чему.
Если в процессе переговоров их участники так и не придут к единому мнению, то иностранные судьи собираются обратиться с просьбой к ООН предоставить им возможность коллективно выйти из состава трибунала. Но это положит конец правовой оценке геноцида в Камбодже, где в период коммунистического режима красных кхмеров, с 1975 по 1979 год, погибло примерно 1,7 млн жителей. Трибунал, состоящий из 12 судей ООН и 17 юристов, подобранных правительством Камбоджи, с начала лета должен приступить к рассмотрению обвинений в геноциде, военных преступлениях и преступлениях против человечности, которые выдвинуты против бывших руководителей красных кхмеров.
Время между тем уходит. "Иностранные судьи сходятся в том, что процесс или должен начаться в ближайшее время, или никогда", – говорит французский юрист Марсель Лемонд. "Возможность для иностранных юристов работать свободно и независимо является решающим фактором в безупречном проведении процесса", – заявляет также организация Cambodian Human Rights Action Committee (CHRAC), состоящая из 23 неправительственных организаций.
Одновременно все громче звучит вопрос, кого же, собственно, обвинять. Несколько лидеров кхмеров еще в 1998 году были амнистированы правительством во главе с премьер-министром Хун Сеном, бывшим офицером красных кхмеров; в том же году умер их когда-то первый лидер, "брат Пол Пота номер 1".
Только один из тогдашних преступников находится сейчас в заключении – бывший начальник пыточной тюрьмы Тоул-Сленг в Пномпене Канг Кек Леу. Другие, например Ноун Чеа, пресловутый "брат номер 2", продолжают безмятежно находиться на свободе. В июле 2006 года умер 82-летний бывший глава вооруженных формирований красных кхмеров Та Мок.
Наблюдатели уже давно указывают на тесные связи между правительством Хун Сена и красными кхмерами. К тому же многие преступники сегодня снова занимают в стране высокие политические должности.
Справедливости она ждет уже 30 лет, рассказывает Дина Най, директор Кхмерского института демократии в Пномпене. Она пережила режим "пещерных коммунистов", которые хотели видеть Камбоджу аграрной страной и планировали уничтожить в стране всю интеллигенцию, начиная с учителей и выше. "Мы хотим, чтобы эта глава наконец-то была закрыта".
Насколько это реально, пока сказать трудно. Хелен Джарвис, докладчик трибунала, недавно сказала: "Это крайне сложное дело – приспособить камбоджийское право к международным стандартам". И добавила: "Задним числом мы можем сказать, что были слишком оптимистичны, надеясь, что все это можно сделать быстро". (Полный текст на сайте Inopressa.ru)