Военная операция сил международной коалиции в Ливии может принять затяжной характер, поскольку ливийский лидер Муаммар Каддафи будет в состоянии в течение нескольких месяцев и даже лет оплачивать услуги армии наемников, защищающих его режим.
Как выяснила газета The Financial Times, несмотря на то, что счета семьи Каддафи в других странах заморожены, по данным Международного валютного фонда, в центробанке Ливии хранится 143,8 тонн золота общей стоимостью более 6,5 млрд долларов.
Как считает издание, золотой запас Ливии может стать для Каддафи настоящим спасательным кругом, если, конечно, он сумеет продать золото за границей, пишет InoPressa.
Как предполагают эксперты, возможно, ценный груз уже вывезен из Триполи. По мнению банковских служащих, ни один международный банк или торговая фирма не купит золото, если обнаружит источник его происхождения. Но Каддафи может обменять золото в Чаде или Нигере на валюту и перевести ее в банк, подотчетный ливийским властям.
Революции на Ближнем Востоке и на севере Африки вызвали рекордное подорожание золота и особенно отчетливо обозначили ценность этого металла, столь притягательного для преступников, инвесторов и диктаторов.
Значительными золотыми резервами обладают Китай, Россия и Индия. В последние годы золотой фонд активно собирает Иран, против которого международное сообщество принимает санкции в связи с его ядерной программой.
О том, что семья Каддафи обладает огромным состоянием, СМИ пишут с самого начала столкновений в Ливии. Политолог и эксперт Николай Злобин в эфире "Вести FM" тоже отметил, что семья Каддафи обладает несметными богатствами - "все его дети, родственники и так далее".
Ливия занимает восьмое место в мире по запасам нефти. Каддафи вместе со своими детьми получал доходы не только от энергетики, но и в различных сферах национальной экономики. Как считается, средства Каддафи находятся в основном на счетах в банках Великобритании и Швейцарии, а также вложены в недвижимость в Лондоне, Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. Британские и швейцарские власти уже заморозили счета ливийского диктатора.
Каддафи победят при помощи "осла, груженного золотом"
Как считает вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин, режим Каддафи обречен, но борьба с ливийским лидером может оказаться довольно длительной.
По мнению эксперта, чтобы ускорить свержение полковника, Запад может попытаться сыграть "осла, груженного золотом, который открывает любые ворота, или почти любые, то есть просто попытаться разложить режим Каддафи изнутри", пишет РБК.
Макаркин отмечает, что подобный метод западные страны ранее опробовали в Ираке в отношении окружения Саддама Хусейна. Эксперт напоминает, что ливийский Национальный переходный совет, который Франция признала законным представителем интересов ливийского народа, во многом состоит из людей, связанных с Каддафи. Этот факт может облегчить задачу перехода части представителей окружения Каддафи на сторону оппозиции.
Политолог особо отмечает важность прецедента, когда внутренний конфликт в стране решается путем внешнего вмешательства, которое было санкционировано ООН.
Относительно будущего Каддафи политолог заметил, что ливийский сценарий принципиально отличается от тунисского и египетского. Бен Али смог убежать в Саудовскую Аравию, у Хосни Мубарака была такая же возможность, но он отказывался, и у него сохранилась возможность остаться в стране. Каддафи некуда уходить, считает политолог. Остаться в Ливии в качестве рядового гражданина он не сможет, так как слишком многие ливийцы его ненавидят. В арабских странах, как и на Западе, с полковником предпочли бы побеседовать не как с политическим мигрантом, а как с подозреваемым в преступлениях.
"Так что деваться ему особо некуда. Скрыться в какую-нибудь африканскую страну... Опять-таки, далеко не факт, что там примут, а если примут, то удастся ли поддерживать тот уровень жизни, к которому привык он и его семья, тоже большой вопрос", - заключил Макаркин. Еще один путь, по его мнению, возможный для Каддафи - искать убежища в Латинской Америке у президента Венесуэлы Уго Чавеса, однако и этот вариант таит немало сложностей.