Украина отмечает вторую годовщину "оранжевой революции", на волне которой Виктор Ющенко оказался в кресле президента страны. Год спустя он подписал указ о праздновании 22 ноября как Дня Свободы. По словам Ющенко, "13 лет Украина была независимой, но свободной стала именно в те "оранжевые" дни".
В массовых акциях на майдане Незалежности (Независимости), которые проходили в Киеве с 21 ноября по 8 декабря 2004 года, участвовали сотни тысяч человек. Однако надежд большинства граждан страны, по данным социологов, революция не оправдала, отмечает ИТАР-ТАСС. За революционной эйфорией, как водится, последовало "отрезвление" и разочарование. "Оранжевые" растеряли свою популярность, а рейтинг Ющенко заметно снизился. По последним данным опросов, президенту доверяет менее 10% граждан против более 60% в первые дни его правления.
Поступательное развитие революции неминуемо привело к расколу не только в украинском обществе, но и в стане самих "оранжевых". После победы над общим политическим противником цели коалиционных сил разошлись. Блок Юлии Тимошенко (БЮТ) ушел в жесткую оппозицию, в более умеренную оппозицию перешел и пропрезидентский блок Народный союз "Наша Украина" (НСНУ), который сейчас оказался на грани развала.
Оценка революции Ющенко
Несмотря на ощутимое разочарование, Ющенко уверен, что за два года после "оранжевой революции" Украина преодолела путь, которым может гордиться". Среди достижений революции он называет свободу слова, проведение демократических выборов депутатов Верховной рады в марте 2006 года, формирование диалога власти и бизнеса.
Однако на Майдан Независимости, скорее всего, президент в среду не придет. По данным его секретариата, Ющенко поедет в регионы. Наблюдатели добавляют, что к такому шагу Ющенко вынудила позиция Тимошенко, представители блока которой пригрозили президенту "неадекватной реакцией многих участников митинга".
Вместо выхода на майдан президент обязательно выступит с обращением к украинскому народу, сообщил советник президента Украины Тарас Стецькив. При этом советник подтвердил, что руководство в акциях участвовать не будет, поскольку речь идет о личной гражданской инициативе.
В будущее Стецькив смотрит вполне оптимистично: "Мы придем на Майдан вместе с полевыми командирами. Для нас это, возможно, самый интересный эпизод в нашей жизни, это новая точка отсчета в жизни Украины", - заверил он.
"У "оранжевых" сил есть будущее, если они честно проанализируют свои собственные ошибки, и честно смогут сказать народу, в чем они проиграли, в чем они ошиблись. И по большому счету необходимо попросить прощения у этих людей, которые в 2004 году так массово поддержали "оранжевую" команду. Тогда будущее есть".
При этом советник предостерег от излишне поверхностных оценок революционных событий с позиций политического момента. "Я думаю, что разные временные реванши, которые кто-то провозглашает или вынашивает в своих головах, это вещи временные. Украина во время "оранжевой" революции, по моему глубокому убеждению, сделала цивилизованный выбор с точки зрения западных ценностей и западной цивилизации. В этом есть глубокая суть "оранжевой" революции, а не только то, что она убрала своевольную власть и привела к власти новую команду", - размышляет Стецькив.
Юлии Тимошенко на Украине не будет, но это "запланированная случайность"
Лидер БЮТ Юлия Тимошенко называет "стечением обстоятельств" ее отсутствие в стране на День свободы, 22 ноября, поскольку ее визит в Брюссель планировался заранее. "Это только стечение обстоятельств", - сказала лидер БЮТ в интервью журналистам во вторник в Брюсселе после встречи с комиссаром Европейской комиссии по вопросам внешней политики и политики соседства Бенитой Ферреро-Вальднер.
Она подчеркнула, что ее визит в Брюссель планировался "далеко заранее" и пообещала через средства массовой информации обратиться в среду к обществу и изложить свое видение в связи с годовщиной Майдана. "Я убеждена, что Майдан дал старт новому развитию Украины, а временное небольшое обострение болезни пройдет достаточно быстро", - сказала Тимошенко. Она также выразила мнение, что на нынешнем этапе политикам "нужно не на Майдан ходить, а выполнять обещания", сообщает "Интерфакс".
Как ранее писал ForUm, БЮТ не поддержала призыв "Нашей Украины" вместе провести 22 ноября митинг на Майдане.
Позиция "Нашей Украины"
Хотя поначалу пропрезидентский блок "Наша Украина" не планировал участвовать в праздничных мероприятиях, но позже решение его лидеров изменилось. "Наша Украина" прислушивалась к предложениям оранжевых побратимов, с которыми мы стояли на Майдане 2004 года. Мы решили изменить формат празднования Дня свободы...", - передал "Интерфакс" сказанные накануне слова руководителя пресс-службы "Нашей Украины" Татьяны Мокриди.
"22 ноября "Наша Украина" будет на Майдане вместе со всеми, потому что мы считаем Майдан самой большой ценностью. Никаких шумных празднеств не будет, но в этот день, вся оранжевая команда будет вместе и, возможно, соберется на Майдане среди людей и поговорят о ситуации, которая сложилась в стране", - отметила Мокриди.
В любом случае, представитель пресс-службы делится самыми теплыми чувствами в связи с праздником. "Украина на сегодняшний день остается островком свободы. И те дни 2004 года - дни оранжевой революции - не забудет ни один украинец", - подчеркнула Мокриди.
Мнение оппозиции
Пока неясно, кто из лидеров НСНУ выйдет на майдан в среду. Но Тимошенко не против символического примирения хотя бы в такой важный для украинцев день.
"Давайте в этот день просто встретимся. Без телекамер и журналистов, без пресс-релизов и анонсов. Давайте сядем вместе и просто вспомним, как это было. Давайте еще раз попробуем пережить то, что мы вместе пережили тогда. Давайте вернем шанс людям", - призвала Тимошенко.
С другой стороны, один из лидеров партии Тимошенко Николай Томенко считает, что большинство политиков не имеют морального права выходить на майдан, поскольку не смогли не только реализовать его ценности, но и защитить их.
Иная точка зрения у видного украинского политика-центриста Степана Гавриша. Он соглашается с вышеприведенной оценкой революции и власти, но видит другой выход из ситуации. Гавриш заявил, что "оранжевая команда" дискредитировала и Ющенко, и саму "идею Майдана", а потому члены "оранжевой команды" должны проявить моральную силу, чтобы отчитаться на центральной площади столицы".
В любом случае, сама постановка вопроса выдает очевидную заслугу "оранжевой революции": власть научилась вести диалог с обществом, выходя на майдан, но общество оставляет за собой право выражать ей недоверие тем или иным способом.
Позиция Партии регионов
Лидер правящей Партии регионов премьер-министр Виктор Янукович вообще предлагает не создавать "нездоровый ажиотаж" вокруг "оранжевой" годовщины. "Я уверен в том, что мы никакого праздника из этого не должны делать. Мы должны провести дискуссии, отметить, что такое событие в государстве было, которое дало нам позитив и негатив", - поведал Янукович.
Еще определеннее по поводу революции высказался заместитель руководителя фракции Партии регионов в Верховной Раде Украины Евгений Кушнарев. Он считает, что главный урок "оранжевой революции" в том, что никакие средства недопустимы в борьбе за власть, если они "разрушают самое главное, что есть у народа - его единство".
В то же время депутат признает, что в 2004 году тысячи людей искренне приходили на Майдан, поскольку "поверили тем вождям, которые обещали изменить их жизнь к лучшему".
В любом случае, парламентская фракция Партии регионов намерена провести митинг "Майдан единения" на Европейской площади в центре Киева. Предполагается, что в этом митинге примет участие до 40 тысяч человек.
Оценки политологов
Противоречивость оценок "оранжевой революции" наблюдатели связывают с ее незавершенностью. Так, ведущий эксперт по Украине Центра европейской политики (ЦЕП) Аманда Аксакоса констатирует: "К сожалению, "оранжевая" революция" не смогла осуществить все то, что с ней связывалось".
Главную причину неудач Аксакоса видит в противостоянии между украинскими политическими партиями, сообщает РИА "Новости". Вместе с тем, безусловным достижением революции является проведение честных и открытых президентских и парламентских выборов. "Они были справедливыми и свободными, чего ранее на Украине мы не видели", - сказала эксперт, отметив, что "за прошедшие два года там достигнут прогресс в развитии демократии".
С разочаровывающей оценкой революции согласен президент фонда "Политика" политолог Вячеслав Никонов. "Революция принесла большему количеству людей скорее разочарование, чем реализацию надежд, потому что не были осуществлены надежды либерально настроенной части украинской политической элиты, украинского электората на создание успешно действующего либерального кабинета", - передает РИА "Новости" слова политолога.
Как полагает Никонов, реальная власть на Украине в настоящее время оказалась в руках тех людей, которые были проигравшей стороной в "оранжевой революции". Их возврат во власть, по мнению Никонова, стал возможен благодаря обескураживающей политике правительства Юлии Тимошенко и, как следствие, поражению "оранжевой" коалиции на выборах в Верховную Раду. "Их приход к власти во многом является отражением разочарований в тех идеалах, ради которых большое количество украинцев вышло на Майдан", - подчеркнул Никонов. "А реальная власть сейчас, прежде всего в области внутренней экономической политики, оказалась в руках тех людей, которые были проигравшей стороной в "оранжевой революции", - отметил политолог.
Эксперт указал, что за последние два года было несколько периодов в отношениях между Россией и Украиной. "Сразу после "оранжевой революции" был период замораживания этих отношений, они просто отсутствовали", - сказал президент фонда "Политика". "Сейчас, с появлением правительства Януковича, который в большей степени заинтересован в налаживании конструктивного взаимодействия с Россией, эти отношения размораживаются", - отметил Никонов.
Он считает, что дальнейшие перспективы российско-украинских отношений будут зависеть от нескольких факторов, главным из которых является перспектива членства Украины в НАТО. "Будет Украина в НАТО или нет - это тот водораздел, который предопределит стратегические отношения между Россией и Украиной", - подчеркнул политолог.