В Таджикистане освобождены летчики российской авиакомпании Rolkan Investmens Ltd., лишь две недели назад получившие по 8,5 года тюрьмы по обвинению в контрабанде и ставшие причиной международного скандала.
Владимир Садовничий и Алексей Руденко во вторник были освобождены прямо в зале суда, после того как кассационная комиссия суда Хатлонской области отменила приговор низшей инстанции.
Кассационная комиссия уменьшила их срок заключения до 2,5 года каждому. Дальше в дело вступила объявленная в августе амнистия - за ее счет срок уменьшили еще на два календарных года. А поскольку по полгода пилоты уже и так провели в предварительном заключении, суд решил, что они отбыли наказание и могут быть свободны, поясняет "Интерфакс".
Кроме того, Таджикистан приостановил уголовное дело против Сергея Полуянова - главы авиакомпании Rolkan Investmens Ltd., на самолетах которой летали осужденные летчики.
В данный момент госкомитет нацбезопасности Таджикистана, ФСБ России и правоохранительные органы Афганистана проверяют его причастность к преступлениям - тем же, в которых обвинили летчиков (контрабанда, незаконное пересечение границы и нарушение правил полетов). "В случае доказательства он будет привлечен к ответственности", - сообщил помощник прокурора Хатлонской области Толибджон Азимов.
- Летчикам помог "некрасивый поступок России", считает мать Руденко
По его словам, самолеты, на которых Садовничий и Руденко прилетели в Таджикистан, конфискованы как вещдоки по этому делу.
В том, что Таджикистан уступил и гражданин РФ Садовничий и гражданин Эстонии Руденко будут освобождены, почти не осталось сомнений еще утром, когда прокуратура, прежде добившаяся сурового наказания для авиаторов, представила план их спасения.
Именно прокурор предложил назначить летчикам наказание в 2,5 года, которое благодаря упомянутым математическим ухищрениям фактически не стало наказанием.
Отметим, что агентство ИТАР-ТАСС по ошибке заранее выпустило в ленту сообщение о том, что оба летчика уже освобождены, и некоторые СМИ успели его растиражировать.
Сейчас, однако, сомнений уже не осталось: оба пилота в ближайшее время смогут вернуться на родину. Россиянин Садовничий - предположительно, утром в четверг, 24 ноября.
"Самое главное, что я на свободе, с остальным разберемся потом, - сказал Владимир Садовничий, выйдя из зала суда после вынесения вердикта. - Без вас у нас бы ничего не получилось". Выйдя из зала суда, россиянин и его эстонский коллега сели в посольские машины и покинули Курган-Тюбе.
Москва рада: жесткость себя оправдала. Облавы против таджикских мигрантов могут прекратиться
Освобождение летчиков приветствовал президент России Дмитрий Медведев. "Эта ситуация была на контроле у президента; по его поручению были проведены необходимые консультации с таджикскими властями, а также предприняты все меры по защите прав российского гражданина", - сообщила ИТАР-ТАСС его пресс-секретарь Наталья Тимакова. "Дмитрий Медведев неоднократно заявлял, что руководство России всегда будет защищать интересы своих граждан и оказывать им необходимую помощь и поддержку в сложных ситуациях", - напомнила она.
"В МИД РФ позитивно расценивают тот факт, что российский гражданин Садовничий решением таджикского суда был освобожден из-под стражи", - цитирует РИА "Новости" заявление представителя ведомства. В эстонском МИДе также выразили удовлетворение в связи с исходом этого дела.
В Госдуме РФ высказали убеждение, что дело летчиков пересмотрели именно из-за жесткой позиции российских властей. Однако, хотя история закончена, вряд ли кто-то из участников ее забудет, "осадок останется, и он будет оказывать влияние на российско-таджикские отношения", подчеркнул РИА "Новости" депутат-единоросс, член комитета Госдумы по делам СНГ Константин Затулин. Он добавил, что "с Таджикистаном существуют проблемы в двусторонних отношениях, он ненадежный партнер".
Парламентарий при этом заявил, что не поддерживает действия Федеральной миграционной службы, выдворяющей из РФ таджикских мигрантов, что "по времени совпало с делом летчиков". "Со стороны это выглядело как наказание непричастных, и реакция российской стороны в таком формате была не очень убедительной", - считает он, полагая, что рядовые граждане не должны были расплачиваться за действия своих властей.
Затулин не исключил, что теперь претензии к таджикским мигрантам могут "сойти на нет".
В самой ФМС агентству сообщили, что более 230 граждан Таджикистана, задержанных в Москве за нарушение российского миграционного законодательства, до сих пор находятся на территории России. По словам источника, процедура требует времени из-за необходимости приобретать билеты на регулярные рейсы из Москвы в Душанбе.
Ранее в ведомстве сообщали, что задержание мигрантов из Таджикистана не является политически мотивированным решением и никаких спецрейдов по их "отлову" в РФ не проводилось.
Эксперты: Дело летчиков все еще вызывает вопросы
Между тем эксперты считают, что дело летчиков так и осталось незавершенным. По мнению директора Международного института политической экспертизы Евгения Минченко, то, что летчики вышли на свободу, безусловно, хорошо, но в истории их ареста и суда над ними остается много открытых вопросов. "Я считаю, что история не закончена, тем более, что их отпустили по нереабилитирующим основаниям, а у меня сложилось такое впечатление, что не было самого события преступления", - сказал он РИА "Новости".
Эксперт также отметил, что неясной остается судьба самолетов: вернет их таджикская сторона или оставит себе.
В свою очередь член Общественной палаты РФ Анатолий Кучерена поделился, что освобождение летчиков вызывает у него противоречивые чувства, поскольку они не оправданы, а отпущены под амнистию.
"Я до сих пор считаю, что состава преступления там не было. Как только россиянин, Владимир Садовничий, прилетит в Москву, я встречусь с ним, и мы решим дальнейшую судьбу разбирательства, будем ли мы обжаловать приговор или предпринимать какие-либо другие действия", - сказал Кучерена, слова которого приводятся в сообщении пресс-службы Палаты.
Дело летчиков
Согласно заявлению таджикских властей, поводом для ареста летчиков стало их несанкционированное приземление в Таджикистане 12 марта. В тот день два самолета Ан-72 направлялись в Россию из Афганистана, где занимались транспортировкой гуманитарных грузов. Изначально пилоты сообщали, что у них была устная договоренность с авиационными властями Таджикистана о транзитной посадке и дозаправке. Однако при подлете самолетов к аэропорту "Курган-Тюбе" диспетчер сообщил, что в посадке отказано. Из-за опасений, что топлива до Кабула не хватит, Садовничий и Руденко решили все же посадить машины. Их тут же взяли по стражу.
Экипажи самолетов вскоре были освобождены, но командиров арестовали и предъявили им обвинения в контрабанде (на борту одного из Ан-72 находился запасной авиационный двигатель), незаконном пересечении границы и нарушении правил международных полетов ("путем обмана запросили экстренную посадку"). Впрочем, в российской авиакомпании были уверены, что истинная причина произошедшего несколько иная — все дело в самолетах.
"Очень они кому-то понравились. Эти самолеты эксклюзивные, они в Арктику летали, на Северный полюс летали. Тут, в Таджикистане, они могут на любое хлопковое поле сесть и взлететь", - заявил "Газете.ru" представитель авиакомпании, добавив, что к ним самолеты попали, когда российские ВВС начали распродавать излишки техники. А до того, как начать работу в Афганистане, Ан-72 работали в Таджикистане: "Они работали тут, в республике, больше года назад на Министерство обороны. Хорошо работали, всем понравилось".
Таджикские власти заявление о том, что в данном деле у них есть материальная заинтересованность, не комментировали. Однако по решению суда оба самолета, а также "контрабандный" авиационный двигатель были конфискованы в пользу государства.
Процесс по делу пилотов начался в середине октября, а приговор был вынесен 9 ноября. Тогда же в адрес российских дипломатов начали поступать упреки в "бездействии": о происшествии с пилотами в стране узнали только накануне завершения процесса. Впрочем, МИД РФ быстро реабилитировался.
Дипломатический ответ
По завершении суда в российском дипведомстве указали на чрезмерную суровость вердикта и необоснованность аргументов прокуратуры, а затем и вовсе назвали процесс "политически ангажированным". Затем российские власти перешли от слов к делу.
В Москве и ряде других городов были задержаны сотни граждан Таджикистана. В вину им вменялось нарушение миграционного законодательства РФ. Многие из задержанных были депортированы. При этом в Федеральной миграционной службе уверяли, что мероприятия в отношении гастарбайтеров не связаны с делом Садовничего и Руденко.
Но тут же масла в огонь подлил глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко, который заявил, что таджики являются главными разносчиками туберкулеза и СПИДа в нашей стране. В качестве меры борьбы глава Роспотребнадзора предложил вообще запретить таджикам работать в России. А в Госдуме начали говорить о возможности введения визового режима с Таджикистаном.
Практически сразу в Душанбе дали понять, что готовы пойти на уступки. Сообщалось также, что президент Эмомали Рахмон взял дело пилотов под личный контроль.