Эхо теракта на Дубровке: российские мусульмане становятся объектом нападок
Архив NEWSru.com
Эхо теракта на Дубровке: российские мусульмане становятся объектом нападок
 
 
 
Эхо теракта на Дубровке: российские мусульмане становятся объектом нападок
Архив NEWSru.com

Эхо теракта в московском театральном центре докатилось до небольшой мечети, куда ходят молиться 500 мусульман, проживающих в подмосковном Звенигороде. Двое выходцев из Средней Азии почувствовали это на себе в виде ненависти со стороны местных пьяниц и презрительного отношения со стороны милиционеров, которые отобрали у них паспорта и пообещали выдворить их из страны.

И никого не волнует, что они не имеют никакого отношения к чеченским повстанцам, захватившим театральный центр на Дубровке, и не исповедуют воинствующий Ислам, характерный для террористов, объявивших войну Западу. Все равно они тоже считаются врагами, делает вывод The Washington Post .

"Когда мы сказали, что мы - мусульмане, они стали нас оскорблять", - рассказывает Рустам, 45-летний рабочий из Таджикистана, опасающийся называть свою фамилию, поскольку после теракта на Дубровке местные органы милиции потребовали от него заплатить 500 рублей или покинуть страну.

Якуб Валлиулин - имам, с большим трудом сумевший построить эту мечеть, являющуюся крошечным островком Ислама на окраине Московской области, печально кивает в знак согласия. После захвата заложников в театральном центре ему пришлось отвечать на вопросы сотрудников ФСБ по поводу своих прихожан. Даже сейчас он опекает этих двух выходцев из Средней Азии, надеясь не допустить их депортации. "Они говорят: "Ваши мусульмане убивают людей. Они приравнивают всех мусульман к террористам", - рассказывает Якуб Валлиулин.

Подобная "исламофобия", как ее называют в России, потрясла и внесла раскол в ряды меньшинства, которое, судя по его численности, должно было бы стать самым влиятельным меньшинством в России, отмечает издание в статье, перевод которой публикует Inopressa.ru.

Как пишет газета, мусульмане являются второй по величине религиозной группой в России после православных, и их традиции насчитывают здесь уже не один век.

Формально, подчеркивает издание, сейчас они многочисленны и свободны как никогда раньше в истории России. После 70 лет проповедуемого государством атеизма последние десять лет в стране наблюдается мусульманский ренессанс - вовсю идет строительство мечетей и восстанавливаются традиции предков нынешнего поколения мусульман.

Однако наряду с этим возрождением для мусульман Звенигорода - и многих других городов России - настали времена, когда они вновь стали испытывать опасения за свою безопасность, которые, как они думали, навсегда остались в советском прошлом. Эти опасения возникли во время войны в Чечне и стали как никогда серьезными после терактов 11 сентября в США и захвата заложников в Москве.

"Эти события лишь укрепили позиции той многочисленной группы россиян, которые и до этого враждебно относились к Исламу, считая его идеологией терроризма", - подчеркнул преподаватель московского Института востоковедения РАН Роберт Ланда.

Иногда страх приобретает форму вполне осязаемой угрозы, как это произошло с двумя строителями из Средней Азии, которым пригрозили высылкой из страны. Столь же часто он носит абстрактный характер: мусульмане опасаются, что власти могут в любой момент закрыть их мечеть.

"Жить мусульманам здесь очень трудно, - подчеркнул Валиуллин. - В России существует такая проблема - мы всегда ищем врагов. Так было с евреями, которые все уехали в Израиль. Теперь политики обратили свой взор на мусульман - мы бедные, у нас нет влияния. Они подстрекают толпу: "Бей мусульман!". Мы стали новыми евреями".

Исламофобия принимает в России различные формы - от насилия (следует вспомнить прошлогоднюю акцию скинхедов на одном из многолюдных московских рынков) до публикации в газетах фотографий местных мусульманских лидеров рядом с фотографией Усамы бен Ладена. Правозащитники обращают внимание на рост в России преступлений, причиной которых стала ненависть к людям другой национальности и вероисповедания.

Президент Владимир Путин старается в своих высказываниях проявлять благоразумие, неоднократно повторяя, что ислам является миролюбивой религией, и что его нельзя отождествлять с терроризмом. Но иногда он выступает с подстрекательскими заявлениями, утверждая, что война в Чечне является составной частью более широкой войны между исламом и христианством, пишет The Washington Post.

"В России проводится целенаправленная политика дискредитации ислама, - считает глава Духовного управления мусульман азиатской части России муфтий Нафигулла Аширов. - Сейчас нет такой объединяющей идеологии, какой в прошлом был коммунизм, поэтому они нашли нового врага - ислам. В России мусульманам жить небезопасно".