Победа над ТВ-6 далась Кремлю легче, чем над НТВ, и не вызвала сколько-нибудь значительной реакции в обществе, считает The Washington Post. "Проводя эти операции, Кремль стремился избавиться от непокорных медиа-магнатов: Владимира Гусинского, бывшего владельца "Медиа-Моста", и Бориса Березовского, главного акционера ТВ-6, - пишет американская газета. - Правительству помогло в этом деле и неприязненное отношение общественности к обоим медиа-магнатам, которых считают корыстными толстосумами. Кампании против обоих медиа-учреждений были замаскированы под коммерческие судебные тяжбы".
В результате сегодня в России все телеканалы федерального значения либо находятся под полным контролем Кремля, либо занимаются самоцензурой. "Укрощение НТВ и ТВ-6 должно вдохновить местных боссов на то, чтобы избавиться от собственных политических и медиа-конкурентов", - считают авторы статьи, переведенной сайтом InoPressa . В провинции борьба может быть не менее ожесточенной, чем в Москве, "но там, как правило, пользуются менее тонкими методами, и грубые нарушения закона в таких случаях являются повседневной практикой".
Прошлой весной, когда битва Кремля с НТВ достигла кульминации, общественность отреагировала эмоционально. Тысячи людей вышли на демонстрации в поддержку НТВ - это очень необычная общественная реакция. В рядах политической элиты шли страстные дебаты. Некоторые защищали Кремль, утверждая, что захват НТВ на самом деле - просто решение коммерческого конфликта, не имеющего отношения к свободе слова. Красноречивое меньшинство называло эту операцию предательством дела демократии.
Сегодня таких страстей не видно. Некоторые высказались против ликвидации ТВ-6, некоторые выразили беспокойство по поводу непосредственной угрозы для свободы прессы. "Но кремлевские пропагандисты даже не почувствовали особой необходимости реагировать: общественность явно осталась безразлична".
Дело не в том, что люди не понимают, каковы мотивы, лежащие за ликвидацией ТВ-6, указывает The Washington Post. "Российская общественность не считает, что драма, развернувшаяся вокруг ТВ-6, имеет какое-либо отношение к ее правам и свободам. Именно поэтому Кремлю удалось победить так легко". Безразличие общественности и высокие рейтинги политического руководства позволяют правительству продолжать покорять СМИ.
Вне контроля Кремля пока остаются некоторые печатные и сетевые издания. "До сих пор правительство не пыталось их укротить, поскольку тиражи газет, как правило, невелики, а доступом в интернет обладает очень небольшой процент российских жителей. Однако нет сомнений в том, что в случае необходимости Кремль сможет поставить под свой контроль и их".
Газета напомнила, как в недавнем интервью польским журналистам Путин пожаловался на то, что россияне очень сильно зависят от государства. Он взвалил вину за это на наследие коммунистического правительства, отобравшего у людей всю собственность, ответственность и инициативу. "Однако создается впечатление, что у президента России очень странные идеи о том, как именно следует подталкивать российских граждан к тому, чтобы они стали более предприимчивыми и ответственными. Он призывает к снижению уровня правительственного контроля над экономикой, но, судя по всему, считает, что в других сферах руководство и контроль правительства - это нормально".