Зрители российского телеканала ТВ-6 во вторник утром были обескуражены сюрпризом: вместо утренних новостей они увидели Открытый чемпионат Австралии по теннису. Вместо ставшей уже привычной подборки новостей (Чечня, беспризорники на улицах...) - поединок Марата Сафина с Питером Сампрасом.
Однако, увы, теннисный турнир утром во вторник не принес долгожданной паузы в созерцании действительности, поскольку все понимали: за всем этим стоит правительство, которое избежало появления на шестой кнопке черного экрана, организовав умную диверсию.
Ранее мы уже отмечали, пишет Wall Street Journal , что ТВ-6 проиграл восьмимесячную юридическую борьбу за лицензию. В суд обратился один из акционеров - пенсионный фонд "ЛУКойл-Гарант". По любым стандартам, "ЛУКойл-Гарант" воспользовался действующим законодательством. ТВ-6 же удалось только выиграть отсрочку и избежать ликвидации по решению суда более низкого ранга, которая могла состояться уже 11 января.
Последняя надежда появились, когда на прошлой неделе журналисты телекомпании написали письмо, чтобы надавить на главу Минпечати Михаила Лесина, в котором они отказались от лицензии. Журналисты обещали, что они сформируют новую компанию без причастности к ней нынешнего владельца, олигарха-невозвращенца Бориса Березовского. "Когда вас собираются ударить по голове ломом, вы пытаетесь защитить себя", - говорит один из руководителей ТВ-6 Павел Корчагин.
В понедельник тем не менее команда ТВ-6 думала дважды. Журналисты пришли к выводу, что предложение господина Лесина о временной лицензии не имеет юридических оснований, а также что господин Лесин делает все, чтобы самому решить, кто будет управлять новой командой. Объясняя то, что журналисты были готовы пойти на сделку с министром печати, генеральный директор ТВ-6 Евгений Киселев сказал: "Мы испугались и потеряли самообладание".
Атака на ТВ-6 √ это сокрушительный удар по всем независимым СМИ в России. В прошлом году независимый телевизионный канал НТВ перестал относиться к таким средствам массовой информации, хотя Кремль и пытался показать, что разрешение развивавшегося долго конфликта √ это всего лишь деловое решение. Проигравшим в той борьбе был другой олигарх-невозвращенец √ Владимир Гусинский. Многие журналисты ушли после того скандала на ТВ-6, повысив тем самым рейтинг канала.
Отвергая всякую критику, российский президент Владимир Путин заметил на этой неделе, что "олигархи защищают не свободу слова, а свои собственные коммерческие интересы". В смысле этой фразы не стоит сомневаться. И все же, как отмечал еще Адам Смит, достижения бизнеса получает в конечном итоге и публика. Бизнесмен, который вкладывает капитал в фабрику, делает это не для того, чтобы обеспечить занятость или принести пользу обществу, однако именно этого он достигает в результате.
Мы не знаем в истории примеров, когда частный акционер не защищал бы свободу слова. Делают же это всегда по одной причине: из-за коммерческого интереса, который и является в конечном итоге экономической основой демократичного общества.
Если бы телевизионный рынок в России был более наполнен и разнообразен, потребители решили бы, что они выиграли от произошедшего с ТВ-6. Однако вместо разнообразия россиянам были вновь продемонстрированы возможности консолидированной политической власти, у которой все СМИ под контролем.