Судящийся с "Газпромом" и "Лукойлом" в Нью-Йорке бизнесмен Максим Фрейдзон рассказал о ранней карьере Путина в интервью "Радио Свобода". Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков не ответил на запрос радиостанции о комментарии. Накануне Песков предупреждал о начале клеветнической кампании в западных СМИ в отношении Путина. Формулировки интервью точно совпадают с запросами СМИ, о которых предупреждал пресс-секретарь российского лидера: например, об участии главы "Газпрома" Алексея Миллера в "Совэксе" - нефтяном проекте, компенсацию за долю в котором пытается отсудить Фрейдзон.
Бизнесмен, начинавший дела в Петербурге в 90-х годах, рассказывает о связах с "авторитетными" коллегами нынешнего главы "Газпрома" Алексея Миллера, миллиардера Геннадия Тимченко, а также утвердительно отвечает на вопрос о встречах Владимира Путина с главарем "тамбовской" ОПГ Кумариным (Барусковым). Тот был осужден за рейдерские захваты и оправдан по обвинениям в убийстве владельца ЗАО "Санкт-Петербургский нефтяной терминал" Сергея Васильева, который также неоднократно упоминается в интервью.
Фрейдзон пытается судиться с компаниями "Газпром" и "Лукойл" и их руководством в рамках американского закона о "подпавших под влияние рэкетиров и коррумпированных организациях". Он утверждает, что эти компании незаконно приобрели его доли в нефтяном бизнесе, существовавшим с 90-х. Сейчас он добивается рассмотрения исков к российским компаниям в американском суде.
В исках Фрейдзона, по его собственным словам, президент РФ не упоминается, так как он "решил не нагнетать политики в и без того сложный процесс". От "Газпрома" и "Лукойла" Фрейдзон требует почти 541 млн долларов за долю в подконтрольное ему ЗАО "Совэкс", заправлявшее самолеты в петербургском аэропорту Пулково. В числе персональных ответчиков по иску - председатель совета директоров "Газпрома" Алексей Миллер, генеральный директор "Газпром-нефть" Александр Дюков и директор бункеровочной компании "Лукойл-бункер" Али Беглов.
Фрейдзон уехал из России в Израиль после покушения, по его словам, связанного с тем, что пытался получить доступ к финансам "отжатых" у него предприятий. Сейчас он заявляет, что цель иска - не только компенсация: "Кроме гражданской позиции, или скорее, одно из ее проявлений, это другая цель. Удастся кого-то наказать или нет – это другой вопрос, но можно показать пальцем, что это бандит, а это вор, а это жулик. Вы просто, люди, это знайте, а как с ними потом общаться - это ваши проблемы".
Фрейдзон говорит, что неоднократно встречался с Владимиром Путиным, упоминает о взятке в 10000 долларов, которую для него якобы получал Алексей Миллер. "Деньги всегда обычно брал помощник Владимира Владимировича Леша Миллер. А Владимир Владимирович в свойственной сотруднику спецслужб манере просто писал сумму во время беседы", - сообщил Фрейдзон. По его словам, взятку дали, чтобы способствовать программе производства нового оружия для полицейских в Петербурге. Программа заглохла после новых ограничений на оружие, принятых в связи с войной в Чечне.
Геннадия Тимченко Фрейдзон упоминает, говоря о проекте "Совэкса" по заправке самолетов в аэропорту Пулково: туда шла труба от нефтезавода в Киришах, и Тимченко предоставлял "хорошую ценовую политику" и "отсрочку платежа", необходимую из-за задержек платежей от клиентов и схем, по которым часть выручки проводилась через компании в Лихтенштейне. Тимченко он называет членом "команды": "Собчака (мэра Петербурга) снимали, и в какой-то момент главными были бандиты, в какой-то момент - Тимченко. Ну, то есть все зависело от конкретного расклада, кто где решал".
Фрейдзон неоднократно отвечает на наводящие вопросы корреспондента "Радио Свобода". Например: "Резюмируя высказывания одного японского гангстера, работавшего в Питере в 90-е: сначала бизнес крышевали бандиты, это было еще ничего, а потом пришли люди из спецслужб, и житья совсем не стало. Так и было?". На это Фрейдзон говорит: "Насколько я помню, симбиоз бандитов и ГБ был всегда. Потому что они прекрасно дополняют друг друга, и Владимир Владимирович тому пример. Потому что бандиты были более отчаянными, это некоторая боевая пехота. А гбшники не в силу того, что умные, а в силу того, что их долго учили, лучше умеют работать с информацией".
На вопрос об отношениях Путина с Кумариным Фрейдзон отвечает: "Я при их встречах не присутствовал, но, насколько я понимаю, рабочие... В общем, я не держал свечку".
"Свобода" получила комментарий у нынешнего главы совета директоров Петербургского нефтяного терминала Михаила Скигина, сына упоминаемого Фрейдзоном Дмитрия Скигина. Тот считает, что Фрейдзон настойчиво "очерняет репутацию" и был владельцем другой компании "Совэкс", которая занималась организацией лотереи в петербургском метро. Он объясняет, что "Совэксов" было зарегистрировано несколько, и проекты были обособлены: "Каждая компания занималась совершенно разными вещами, потому что у него (Дмитрия Скигина) была такая политика: на каждый проект отдельная компания".
"Свобода" напоминает, что в 2011 году Дмитрий Песков заявил "Новой газете", что "Путин никогда не имел отношения ни к компании Sotrama, ни к созданию нефтетрейдерских компаний где бы то ни было". При этом на вопрос, был ли знаком Путин с Дмитрием Скигиным и Ильей Трабером, Песков ответил, что они "в свое время работали в Санкт-Петербурге над проектом по строительству нефтеналивного терминала, в связи с чем неоднократно официально обращались к руководству мэрии Санкт-Петербурга".
Песков предупреждал о начале клеветнической кампании
Как заявил Дмитрий Песков журналистам 22 мая 2015 года, он получил три запроса - от британских и одного американского издания. Владимир Путин с удивлением отнесся к запросам о его прошлом: "Реакция достаточно удивленная, потому что такое изобилие, скажем так, клеветы, которую пытаются подогнать и состряпать, и тем более в таких уважаемых СМИ, оно чуть-чуть поражает", - цитирует его ТАСС. В интервью "Русской службе новостей" Песков привел конкретные формулировки, некоторые из которых совпадают с заявлениями Фрейдзона. Например, об участии Алексея Миллера в "Совэксе" или 4% в бизнесе, о которых якобы договорились со Скигиным.
Иностранные журналисты пытались выяснить, действительно ли деятельность совладельца группы компаний Gunvor Group Геннадия Тимченко в США прямо или косвенно связана с Путиным, работал ли Путин напрямую или косвенно с Gunvor, помогал ли Тимченко президенту РФ финансово.
Кроме того, сотрудники западных СМИ интересовались, обсуждали ли Путин и Тимченко деловые вопросы в 90-е годы, действительно ли Путин, работая в администрации Санкт-Петербурга, одобрил ссуду строительной корпорации "Двадцатый трест" на 23 миллиарда рублей, получил ли Путин от корпорации Тимченко какие-либо деньги.