В разных частях Судана уже пятый день продолжаются протесты. Как сообщает телеканал Al Jazeera, в стране растет стоимость хлеба и топлива, а врачи готовятся бастовать.
В минувшую среду в стране начались демонстрации, связанные с повышением цен на хлеб с одного суданского фунта на буханку до трех (примерно от 0,02 до 0,06 долл. США), недовольство усугубляется ростом цен, нехваткой основных товаров и денежным кризисом. Протестующие призывают президента Омара Хасана аль-Башира, который был у власти в течение трех десятилетий, уйти в отставку.
"Люди, кажется, разочарованы не только экономическим кризисом, но и тем, как страна управляется, и они хотят видеть изменения", - заявила корреспондент канала в Хартуме. В воскресенье жители Ум-Равабы, в 200 км к юго-западу от столицы Хартума, сообщили агентству AFP, что около 600 человек собрались на рынке, скандируя: "Люди хотят падения режима".
По словам очевидцев, протестующие сожгли шины и ветви на улицах и попытались штурмовать правительственное здание. В Атабаре, в 300 км к северо-востоку от столицы, сотрудники спецназа и полицейские в штатском применили слезоточивый газ против сотен протестующих. Полиция также применила слезоточивый газ к демонстрантам в Хартуме после того, как сотни протестующих перекрыли дорогу в центре города поздно вечером в воскресенье. Между тем в стране разгорается "хлебный кризис": продавцы отказываются продавать более 20 буханок хлеба на человека, а рядом с пекарнями стоят охранники, контролирующие продажу хлеба.
В ближайшее время страну также ожидает забастовка врачей: коалиция профсоюзов отмечает, что цель забастовки - "парализовать" правительство и лишить его столь необходимых доходов. Коалиция также призвала граждан продолжать уличные акции протеста.
"Я не думаю, что люди на улицах протестуют только из-за топлива и хлеба. Они протестуют из-за полного отказа всей системы", - сказала президент Союза врачей Судана в Великобритании Сара Абдельгалил. По ее словам, если не произойдет никаких изменений в руководстве страной, систему ожидает окончательный коллапс: у населения отсутствует доступ к медицинским услугам и жизненно важным лекарствам, а инфраструктура полностью разрушена. "Нынешнее правительство должно уйти в отставку и передать власть правительству, которое может обеспечить лучшую жизнь для народа Судана", - добавила Абдельгалил.
По данным портала "День", количество погибших уже составляет от 8 до 15 человек, а число раненых превысило полсотни.
Духовным лидером протестов считают лидера "Национальной партии Умма" 83-летнего Садыка аль-Махди, который 19 декабря после годового затворничества вернулся в Хартум и выступил на митинге с речью, в которой призвал своих сторонников к "новому социальному контракту" и созданию "правительства национального единства ". Следует заметить, что аль-Махди является известным политическим деятелем Судана, он был премьер-министром страны в период 1986-1989, но потерял власть в результате мятежа генерала аль-Башира.
Он уже пытался вернуть себе власть через организацию массовых протестов и беспорядков в 1996, 2011 и 2013, но безуспешно. Впрочем, сегодня социальная база, причины и требования протеста гораздо шире традиционного концепта сторонников Садыка аль-Махди, следовательно этот случай должен отличаться от предыдущих попыток изменения властной конструкции Судана.
Чтобы подавить протесты, в города вводят войска, вводят комендантский час, задерживают активистов, блокируют социальные сети. В отдельных городах "на неопределенный срок" приостановлена деятельность учебных заведений.
Официальное информационное агентство SUNA сообщило, что власти арестовали "ячейку диверсантов", которые планировали "акты вандализма в столице". По его данным, в "ячейку" входят члены оппозиционных групп, однако никаких подробностей не приводится. Участник оппозиционной коалиции "Силы национального консенсуса" Садик Юсеф ранее заявлял, что 14 членов его группировки, включая президента Фарука Абу Иссу, были арестованы, когда покидали митинг.
"Кризис больше не является кризисом экономики, теперь это политический кризис, и люди обвиняют в этом правительство", - заявил экономический аналитик Абу Алькасим Идрис. По его словам, другие политические партии должны "взяться за руки", чтобы найти выход из сложившейся ситуации.
Экономика страны пытается восстановиться после потери трех четвертей добычи нефти - основного источника иностранной валюты - с тех пор, как в 2011 году из состава страны вышел Южный Судан, на территории которого располагалось большинство месторождений. Несмотря на снятие санкций США против страны в октябре 2017 года, экономические проблемы Судана усугубились. Так, США оставили Судан в списке государственных спонсоров терроризма, что не позволяет Хартуму получить финансовую помощь от таких учреждений, как МВФ и Всемирный банк.
Кроме того, с начала этого года цены на хлеб выросли более чем в три раза после решения правительства прекратить финансируемый государством импорт пшеницы. Чиновники надеялись, что этот шаг создаст конкуренцию между частными компаниями, импортирующими пшеницу, и, следовательно, станет сдерживающим фактором роста цен. Но ряд пекарен прекратил производство, сославшись на нехватку муки. Это заставило правительство увеличить субсидии на муку на 40 процентов.
Между тем, стоимость суданского фунта упала на 85 процентов по отношению к доллару США в этом году, а инфляция в сентябре выросла почти до 70 процентов. В октябре Судан резко девальвировал свою валюту с 29 фунтов до 47,5 доллара после того, как группа банков и обменных пунктов установила обменный курс в стране. Это привело к дальнейшему росту цен и сокращению ликвидности, в то время как разрыв между официальными ставками и ставками на черном рынке продолжал увеличиваться. Ситуацию не изменили даже реформы, начатые президентом страны аль-Баширом. В это же время поддержку главе государства предложил официальный Катар: в телефонном разговоре шейх Тамим бен Хамад Аль Тани заявил, что Катар "готов предоставить все необходимое для оказания помощи Судану в преодолении этого кризиса".
Одновременные попытки позиционировать Судан частью арабского мира, длительная программа сотрудничества с Ираном в области производства оружия и машиностроения, совместные проекты по добыче полезных ископаемых с российскими олигархами и размещение на своей территории российских наемников, а теперь и общие программы в области безопасности с Асадом - в условиях обострения противоречий между "партнерами" и усиления влияния внешних игроков в регионе - неизбежно должны были привести к нестабильности внутри страны.
Судан входит в десятку африканских стран, где действуют структуры "повара Путина" Евгения Пригожина. Они предлагают услуги политических консультантов по обеспечению безопасности, военной подготовке и организации предвыборных кампаний. В обмен Пригожин получает права на добычу полезных ископаемых и другие преференции для бизнеса.