Джохар Царнаев, младший из братьев-террористов, которых считают организаторами двух взрывов на финише Бостонского марафона, переведен из бостонского госпиталя в тюрьму "Девенс" штата Массачусетс, передает Reuters со ссылкой на Службу федеральных маршалов США.
Всю неделю после задержания Царнаев-младший находился в больнице - во время полицейской облавы, в которой погиб его старший брат Тамерлан, Джохар был ранен. 19-летний Царнаев в настоящее время находится в тюремной больнице, уточняет Boston Herald со ссылкой на AP. В каком сейчас состоянии подозреваемый, не сообщается.
"Что мы наделали? Мы же только что его спасли"
Некоторые сотрудники медицинского центра "Бет Исраэл", где оказывали помощь предполагаемому террористу чеченского происхождения, неоднозначно оценивают тот факт, что их усилиями удалось сохранить жизнь вероятному преступнику.
"Медсестры, пусть непродолжительное время, но все же испытывали сомнения, - рассказал NY Daily News заведующий отделением скорой помощи. - Они смотрели на пациента, как на что-то отвратительное, и говорили: "Что мы наделали? Мы ж только что его спасли".
По словам врача, некоторые сотрудники в тот момент говорили о матери восьмилетнего мальчика, погибшего при взрыве, и всех тех людях, которые к поступали к ним в приемное отделение с оторванными ногами.
Царнаева допрашивали 16 часов, прежде чем он узнал о праве хранить молчание
Некоторые показания Джохара Царнаева, возможно, не удастся использовать в суде, потому как террористу при задержании забыли зачитать его право на молчание и пользование услугами адвоката. Можно сказать, что на данный момент у американских следователей вообще нет никаких признаний Царнаева-младшего. Дело в том, что подозреваемый замолчал сразу после того, как было выполнено это так называемое правило Миранды.
Царнаеву зачитали его права спустя 16 часов после задержания, и после этого он отказался говорить, сообщает AP со ссылкой на источники в правоохранительных органах. По данным агентства, это произошло уже в госпитале, куда был доставлен подозреваемый, и лишь когда к нему явился представитель прокуратуры. Все же, что было сказано террористом ранее, по местным законам, не может считаться показаниями.
А рассказал Джохар Царнаев пусть и немного, но он фактически признал вину, объявив, что брат Тамерлан лишь недавно привлек его к организации теракта и что именно он был идейным вдохновителем, а также, что братья планировали новые теракты.
После отказа давать показания Царнаев-младший вообще перестал говорить с правоохранителями и лишь на вопрос о наличии у него адвоката выдавил: "Нет". В этой связи ему был назначен государственный защитник, причем, именитый, уже имеющий опыт работы с террористами.
Бывший сотрудник ФБР объяснил, почему бюро не "провалило дело Царнаева"
Пока расследование дела о теракте в Бостоне продолжается, в США идут жаркие дискуссии о том, кто, кроме непосредственных исполнителей, виноват в случившемся. Шквал нападок обрушился на ФБР со стороны американской прессы и Конгресса за "провальное" ведение дела Тамерлана Царнаева, куда еще в 2011 году поступило предостережение от российских спецслужб, пишет в статье для Foreign Policy бывший сотрудник ФБР Дэвид Гомес.
Критики обвиняют Федеральное бюро расследований в том, что оно прекратило следственные действия в отношении Царнаева, не найдя подтверждений его связям с террористами, прекратило наблюдение за ним и не обращало внимания на последующие обращения российской стороны. "Лица, имеющие отношение к расследованию, подтвердили мне, что Россия не делала дополнительных запросов к ФБР после первоначального обращения", - цитирует InoPressa автора статьи.
Он в свою очередь вступается за родные спецслужбы, отмечая, что "большинство из тех, кто критикует ФБР, просто не понимают, как ведутся антитеррористические расследования".
Дело в том, что на расследование возможных угроз национальной безопасности наложен ряд строгих ограничений. В 1960-1970 годы ФБР активно прибегало к нелегальной слежке, прослушиванию телефонов и перлюстрации переписки подозреваемых, но вскрытие подобных злоупотреблений привело к тому, что полномочия Бюро были существенно урезаны. В частности, были приняты "правила генерального прокурора", в соответствии с которыми ФБР не могло бесконечно оставлять дело открытым, даже если не было достаточных доказательств виновности кого-либо.
После того как эти правила помешали спецслужбам США предотвратить теракты 11 сентября 2001 года, правила были переписаны, и новый документ получил название "Руководство по ведению расследований и операций на территории страны". По новым правилам, ФБР не могло считать основанием для начала следствия деятельность субъекта, подпадающую под Первую поправку к Конституции США (о свободе вероисповедания и слова - прим. NEWSru.com), а также его этническую принадлежность.
То есть, само по себе кавказское происхождение Царнаева и факт исповедания им ислама не мог стать официальной причиной ведения его спецслужбами, а неофициально следить за ним агенты тоже не могли. "ФБР не провалило следствие по Царнаеву. Оно соблюдало закон", - заключает Гомес.
И тут же перекладывает ответственность на российские спецслужбы - они-де не предупредили США, что Царнаев-старший посетил Дагестан в 2012 году. "Трудно поверить, что ФСБ, изначально попросившая ФБР провести расследование в отношении Тамерлана из опасений, что он примкнет к российским экстремистам, разрешила бы ему перемещаться по стране без наблюдения, - пишет автор статьи. - Вопрос в том, что они узнали о его деятельности в России и почему не поделились этими сведениями с ФБР".