Демократы в США намерены в случае прихода к власти работать с Россией для укрепления безопасности, добиваться от нее уважения к соседям и международному праву
democrats.org
Демократы в США намерены в случае прихода к власти работать с Россией для укрепления безопасности, добиваться от нее уважения к соседям и международному праву
 
 
 
Демократы в США намерены в случае прихода к власти работать с Россией для укрепления безопасности, добиваться от нее уважения к соседям и международному праву
democrats.org

Демократы в США намерены в случае прихода к власти работать с Россией для укрепления безопасности, добиваться от нее уважения к соседям и международному праву. Об этом говорится в предвыборной платформе, принятой в понедельник на съезде Демократической партии в Денвере без обсуждения и даже голосования - "ввиду всеобщего одобрения".

Первое упоминание о России содержится в подразделе документа, посвященном "отказу от ядерных позиций времен "холодной войны". Авторы обещают "добиваться глубокого и поддающегося проверке сокращения" ядерных арсеналов США и России, "работать с Россией", чтобы вывести "как можно больше вооружений" из состояния готовности к немедленному запуску и "продлить ключевые положения договора о СНВ", "не разрабатывать новых ядерных вооружений" и содействовать ратификации договора о всеобщем запрещении ядерных испытаний.

В целом, по их словам, "Америка будет стремиться к миру без ядерного оружия и делать конкретные шаги в этом направлении".

- Обама готов к диалогу с Венесуэлой, Кубой, Сирией
- Советники Обамы - о России

Россия отнесена в документе к числу "выдвигающихся вперед держав" наряду с Китаем, Индией, Бразилией, Нигерией и ЮАР. С ними предполагается формировать "эффективное взаимодействие по безотлагательным глобальным вопросам".

По мнению авторов, "в интересах США", чтобы эти и другие страны "придавали большее значение" укреплению мира и уважения прав человека, в том числе посредством "более конструктивного участия в ключевых глобальных институтах".

В общем контексте "укрепления трансатлантических отношений" стратеги демократов пишут о "содействии демократии и подотчетности (властей) в России". "Мы будем настаивать на том, чтобы Россия соблюдала нормы международного права и уважала суверенитет и территориальную целостность своих соседей", - подчеркивают они, тут же выражая готовность "продолжать поддерживать тесные отношения США с такими странами, стремящимися укреплять свои связи с НАТО и Западом, как Грузия и Украина".

Наконец, в том разделе программы, где речь идет о борьбе с глобальным изменением климата, Россия вместе с США, Китаем, Индией и ЕС упомянута среди тех, кто "допускает наибольшее загрязнение" окружающей среды и, соответственно, должен сокращать вредные выбросы в атмосферу.

В США предвыборные партийные платформы традиционно отражают взгляды очередного кандидата в президенты и готовятся под надзором его помощников. Особого внимания к себе они, как правило, не привлекают - за исключением разве что случаев, когда то или иное положение заведомо неоднозначно воспринимается американскими избирателями и вызывает дебаты в обществе. Почти всегда речь идет о внутриполитических и моральных вопросах наподобие допустимости абортов.

О том, каков реальный вес нынешней предвыборной платформы, свидетельствует не только ее равнодушное "единодушное одобрение" делегатами съезда, но и то, что текст документа, одобренного профильным комитетом еще в начале августа, никто не озаботился хотя бы распечатать, отмечает ИТАР-ТАСС. Российские журналисты долго и безуспешно пытались добыть его у организаторов форума, но в конце концов вынуждены были работать с электронной копией, полученной от одного из специалистов через интернет.

Советники Обамы - о России

Заметно разные по тону, если и не по сути, оценки подхода Барака Обамы к отношениям с Россией дали внешнеполитические советники фактического лидера Демократической партии США - Грегори Крейг и Уэнди Шерман. Оба они, выступая перед иностранными журналистами в кулуарах национального съезда партии, говорили о важности двустороннего сотрудничества и партнерства Америки и России, но предупреждали и о возможности серьезных разногласий.

При этом Крейг больше говорил о взаимодействии, а Шерман, комментируя развитие событий в Грузии по просьбе германского агентства DPA, стращала Москву возможными грядущими неприятностями.

Крейг, который в администрации Билла Клинтона работал в аппарате Белого дома и Госдепартаменте США, в нынешней президентской предвыборной гонке в США изначально поддерживал Обаму. Теперь он считается представителем если не ближайшего, то во всяком случае достаточно близкого окружения молодого сенатора.

Специалист напомнил, что отношения между США и Россией "важны не только для них самих, но и для всего мира". В качестве примера областей, где у США и России имеются "общие цели", он привел обеспечение ядерной безопасности, нераспространение опасных вооружений и технологий, а также успешную борьбу с международным терроризмом.

Вместе с тем, Крейг подчеркнул, что Обама решительно выступает за суверенитет и территориальную целостность Грузии. Соответственно, по его словам, признание Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии "привело бы к изменению" американо-российских отношений при новой демократической администрации США в случае ее прихода к власти.

Для Шерман это, по сути, стало лейтмотивом: упомянув вскользь о нескольких важных направлениях двустороннего сотрудничества с Россией, она тут же полностью переключилась "на негатив".

По ее словам, в свете действий России в Грузии Обама считает, что прием России в ВТО и заключение с ней соглашения о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии (так называемого "соглашения 123") "сняты с повестки дня", что перспектива ее участия в ОЭСР - под вопросом, наконец - что сенатор "пока не поддерживает" удаление России из "Большой восьмерки", но при этом "не исключает периодических встреч в формате "семерки".

В целом, если верить Шерман, Обама исходит из того, что отношения с Россией сейчас должны подлежать "повседневной переоценке" в свете конкретных действий Москвы. В заявлениях по поводу событий в Грузии, официально распространявшихся штабом Обамы, подобных безапелляционных утверждений не было.

Советница, перешедшая под знамена Обамы из стана его главной внутрипартийной соперницы Хиллари Клинтон, - заведомо не самый близкий к нему человек. С другой стороны, именно поэтому она должна особенно остерегаться говорить от его имени что-либо небесспорное.

Как бы то ни было, оба специалиста в один голос твердили, что общий принцип Обамы в международных делах - сотрудничество, а не конфронтация. Именно на этом основании они противопоставляли его подход "крайне одностороннему и воинственному" внешнеполитическому курсу нынешней республиканской администрации, действующей по принципу "либо так, как мы хотим, либо никак".

Крейг заверял, что Обама нацелен на многосторонние подходы к решению международных проблем, выступает за сотрудничество с друзьями и партнерами, готовность прислушиваться к их мнениям, укрепление роли международных организаций.

Любопытно, что Шерман после своей гневной тирады в адрес России переключила внимание на действующую администрацию и резко раскритиковала Белый дом за то, что тот после встречи Джорджа Буша и Владимира Путина в олимпийском Пекине не пытался "выяснить отношения" с Москвой на самом высоком уровне. Да и вообще у них нет достаточно высокопоставленного человека, который постоянно занимался бы отношениями с Россией, добавила она, имея в виду нынешние республиканские власти США.