В то время как Запад, по некоторым данным, всерьез готовится к нанесению удара по Сирии в ответ на применение, как там полагают, правительственными силами химического оружия под Дамаском, американские журналисты выяснили интересную деталь: оказывается, США ничуть не против применения оружия массового поражения, когда им это выгодно. Как следует из опубликованных в прессе секретных материалов ЦРУ конца 1980-х годов, Вашингтон, как минимум, имел доказательства применения Ираком химического оружия против Ирана во время ирано-иракской войны. Но ничего не сделал для предотвращения военного преступления, а то и вовсе помог войскам Саддама Хусейна в проведении химической атаки.
На исходе ирано-иракской войны США поняли, что Иран вот-вот получит стратегическое преимущество, воспользовавшись брешью в обороне Ирака, и тогда американская разведка сообщила иракским войскам о расположении войск противника, прекрасно понимая, что Багдад нанесет по ним удар с помощью химического оружия, пишет Foreign Policy, ссылаясь на секретные документы ЦРУ, часть из которых публикует в статье. Так и случилось: контратака иракских войск, порой сопровождаемая применением химического оружия, не позволила Ирану одержать победу, пишут авторы статьи.
Химические атаки помогли изменить ситуацию в пользу Ирака и усадить Иран за стол переговоров, отмечает Foreign Policy. Как пишет издание, согласно недавно рассекреченным документам ЦРУ и рассказам отставных разведчиков, США располагали убедительными доказательствами проведения Ираком химических атак еще в 1983 году. В то время из Ирана постоянно раздавались заявления в адрес мирового сообщества о ведении противником химической войны, но у Тегерана не было существенных доказательств.
А у США они явно были, но Вашингтон, которому победа Ирана была невыгодна, не сообщал о фактах применения химоружия той же ООН. И это несмотря на то, что американские власти в 1975 году ратифицировали Женевский протокол 1925 года, запрещающий применение химического оружия и позднее легший в основу Конвенции о запрещении химического оружия, вступившей в силу в 1997 году.
"Оказывается, высокопоставленных чиновников США регулярно информировали о масштабе атак с применением нервно-паралитического газа... Эти документы равносильны официальному признанию Америки в соучастии в некоторых из самых ужасных химических атак в истории", - цитирует Inopressa авторов статьи в Foreign Policy.
Сначала, в 1983 году, Ирак применил горчичный газ, пишет издание, отмечая, что в то время США еще не снабжали Саддама Хусейна разведданными (по иронии судьбы спустя два десятилетия режим Хусейна пал в результате вторжения коалиционных войск НАТО, формальным поводом к которому стали подозрения в наличии у Ирака оружия массового поражения). Но они также никак не помогли Ирану доказать факт незаконных атак, не информировали ООН, подчеркивают авторы материала. А в 1987 году, когда Иран вплотную приблизился к взятию Басры, что привело бы страну к победе, Вашингтон начал действовать еще более решительно. Передав Багдаду разведданные о составе, количестве и дислокации иранских войск, американцы фактически подтолкнули Ирак к совершению военного преступления.
В марте 1988 года Ирак применил нервно-паралитический газ в курдском селении Халабджа, в апреле против иранских войск к юго-востоку от Басры был применен зарин, что позволило иракцам одержать крупную победу, отмечает Foreign Policy. Как известно, захлебнувшееся наступление иранских войск вынудило Тегеран, осознавший бесперспективность дальнейшего ведения боевых действий, летом 1988 года согласиться на перемирие.
За весь 1988 году иракцы четырежды применили зарин, причем в существенных масштабах, рассказал Foreign Policy изданию отставной полковник армии США Рик Франкона, в 1980-х годах занимавший пост военного атташе в Багдаде. "Четверть века (с тех пор. - Прим. NEWSru.com) ни одна химическая атака не приближалась по масштабу к атакам Саддама. Возможное исключение - удары, нанесенные на прошлой неделе под Дамаском", - заключает Foreign Policy.
Отметим, что ситуация вокруг предположительного применения в Сирии химического оружия остается крайне запутанной. Изначально сирийские боевики, добивающиеся свержения действующей власти, обвиняли в атаках правительственные войска. Власти Сирии в свою очередь настаивают, что химическая атака является провокацией со стороны так называемой воюющей оппозиции. В этом Дамаск поддерживает Москва: российские военные заявляли, что ракета с отравляющим веществом была запущена с территории, контролируемой боевиками, и была аналогична тем, которые якобы применялись повстанцами в начале года.
Для расследования произошедшего сирийские власти согласились допустить на место ЧП инспекторов ООН. В США, однако, на это ответили, что режим Асада с разрешением несколько запоздал. Как ранее заявлял президент США Барак Обама, применение сирийскими войсками оружия массового поражения будет расценено Вашингтоном как переход "красной черты", за чем может последовать военное вмешательство США в ситуацию в Сирии.