В Вашингтоне в начале февраля состоятся двусторонние политические консультации между Таджикистаном и США. В ходе переговоров планируется рассмотреть четыре блока вопросов: политико-экономическая ситуация в регионе, реализация водно-энергетических, транспортных проектов, а также ситуация в Афганистане. Не дождавшись помощи Москвы в решении проблем, Душанбе теперь надеется на Вашингтон, пишет во вторник "Независимая газета".
Власти Таджикистана готовы предложить США инвестиционное участие в различных отраслях экономики своей страны, и прежде всего в энергетике. В Душанбе понимают, что заинтересовать заокеанских партнеров могут прежде всего проектами, как-то связанными с соседним Афганистаном. "Мы, в частности, намерены предложить строительство железнодорожной ветки Туркмения-Афганистан (Мазари-Шариф) - Таджикистан, газопровода по данному маршруту, а также ускорение строительства ЛЭП CASA-1000, которая могла бы соединить электрические сети Киргизии, Таджикистана, Афганистана и Пакистана", - цитирует министра иностранных дел Таджикистана Хамрохона Зарифи агентство "Азия плюс". Первая оценка международных экспертов проектам, по словам Зарифи, будет дана 28 января на лондонской конференции по вопросам Афганистана.
- Эксперты: "Американский" выбор Рахмона спровоцировала сама Россия
Предварят эти американо-таджикские консультации переговоры президента Эмомали Рахмона с американскими бизнесменами, дипломатами, членами Торговой палаты в Таджикистане. По некоторым данным, представители Торговой палаты обозначили круг вопросов, которые планируется обсудить с таджикским президентом: проблемы, связанные с водопользованием региона, строительством Рогунской ГЭС, хлопководством, защитой американских инвестиций и юридического сопровождения деятельности американских компаний на территории Таджикистана, пишет газета.
Отметим, что большинство населения Таджикистана исповедует ислам. А одним из партнеров республики (шестым по величине) является Иран, дипломатические отношения с которым Вашингтон разорвал еще в 1979 году. В последнее время конфликт между США и Тегераном осложняют ядерные амбиции последнего.
Между тем иранские компании осуществляют в Таджикистане строительство Сангтудинской ГЭС-2. Кроме того, в республике работает 15 совместных предприятий с участием иранского капитала. В начале января этого года в Душанбе принимали президента ИРИ Махмуда Ахмади Нежада, который назвал отношения Тегерана и Душанбе "устойчивыми и братскими". В свою очередь, президент Эмомали Рахмон поддержал "мирную ядерную программу Ирана", что в корне расходится с линией Вашингтона.
Эксперты: "Американский" выбор Рахмона спровоцировала сама Россия
По мнению экспертов, произошел плавный разворот Таджикистана в сторону США. "Произошло то, что должно было произойти давно. Особенно в условиях, когда одна сторона (Россия) ничего не делает, даже в собственных интересах; демонстрирует полное равнодушие на совершаемые насилия в отношении собственных граждан за рубежом. Я имею в виду террор против киргизских журналистов и экспертов, являющихся гражданами РФ. Все это не остается незамеченным в регионе. Душанбе довольно долго проводил переговоры с Москвой, просил о помощи, терпеливо ждал ее... Но всему приходит конец. Рахмону нужны электричество и деньги, и он разочаровался в отношении России к Таджикистану", - сказал руководитель Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин журналистам.
По его мнению, внимание, которое уделяется предстоящим встречам, объясняется тем, что "у президента Рахмона остается все меньше возможностей удержать контроль над страной". Поэтому, считает эксперт, Душанбе будет смотреть в ту сторону, откуда могут пойти деньги. Сегодня таких направлений у Таджикистана два - Китай и США. Россия самоустранилась, а Евросоюз выделяет небольшие кредиты и гранты, которые существенного влияния на внутриполитическую и экономическую ситуацию оказать не могут. Китай работает в регионе, ориентируясь исключительно на собственную экономическую выгоду, на скорую отдачу своих инвестиций, без политической составляющей.
США в Центральной Азии работают по другой схеме: они выделяют гранты на развитие институтов гражданского общества, проведение реформ структуры самоуправления, а также политикам на общественную деятельность. Таджикистан получает средства на охрану и оснащение границы, на борьбу с наркотрафиком. "Но выделяемые суммы таковы, что становится очевидно, что это скрытая форма "подкормки" чиновников", - считает Собянин.
По мнению заведующего отделом Средней Азии Института СНГ Андрея Грозина, новым в предстоящих контактах Таджикистана с США является лишь ситуация, в которой оказался Таджикистан, - экономический и энергетический кризис. "Узбекистан предпринимает всевозможные усилия, чтобы строительство Рогунской ГЭС не началось. На его территории скопилось более полутора сотен эшелонов со строительным грузом для Таджикистана. И если Душанбе соберет деньги на строительство гидростанции, то преодолеть транспортную изоляцию со стороны Узбекистана не сможет", - сказал Грозин.
По его мнению, власти Таджикистана могут призвать на помощь США, с тем чтобы надавить на Ташкент. "Апелляция к городовому - стандартная ситуация. Прежде в качестве городового была Москва. Аналогичное предложение на днях было сделано спецпредставителю ЕС по Центральной Азии Пьеру Морелю. Руководство Таджикистана обратилось к Евросоюзу с просьбой не только помочь деньгами для достройки Рогунской ГЭС, прислать оборудование и специалистов, но и попросить Ташкент, чтобы он смягчил позицию. ЕС же ограничился выделением 60 миллионов долларов", - сказал Грозин. От проблемы самоустранился и Пекин, который демонстративно не желает вмешиваться в споры Узбекистана с Таджикистаном. Остаются США.