Непризнание проекта Конституции Европейского союза во Франции и Нидерландах встряхнуло европейскую элиту, которая принимала как данность общественную поддержку строительства общеевропейского дома.
Европейский проект находится в глубоком кризисе. Об этом свидетельствуют и последующие события, включая отказ Британии и других стран продолжать процесс ратификации, равно как и проявление разногласий на июньском саммите ЕС не только по Конституции, но и по жизненно важным вопросам бюджета и финансовой политики.
Кризис нельзя объяснить исключительно политикой двух, трех или пяти из 25 членов ЕС. Объяснять провал голосования по Конституции общественным недоверием к правительствам Франции и Голландии, низкими рейтингами президента Франции Жака Ширака и премьер-министра Голландии Яна Балкененде означает выдавать желаемое за действительное.
Результаты голосования также нельзя назвать выражением недовольства новыми ограничениями национального суверенитета. С нашей точки зрения, подлинная причина заключается в том, что быстрое расширение ЕС породило громоздкую систему, приводит рассуждения бывшего президента СССР Михаила Горбачева и депутата Госдумы, главы Исследовательского центра проблем интеграции РАН Александра Лебедева британская газета The Financial Times. (Перевод на сайте Inopressa.ru.)
Хотя предупреждений о том, что ратификация может столкнуться с проблемами, хватало и до подписания Конституции, будущие отцы-основатели сбрасывали скептиков со счетов. Хорошо смазанная европейская бюрократия до сих пор не может поверить в системный провал, который ставит под угрозу саму основу ее существования. Тем не менее, европейские комиссары с горящими глазами продолжают говорить о расширении любой ценой.
- Распад или единство ЕС - четыре сценария будущего Европы
Расширение Западной Европы, поглотившее Восточную Европу, которое с началом переговоров о вступлении с Турцией перешагнет за Босфор, вызвало сильное недовольство жителей "Старого света". Это понятно, потому что для среднего европейца перемены означают приток дешевой рабочей силы с востока и бегство промышленности на восток. Идеологам новой Европы нет нужды долго думать о том, может ли дальнейшее хаотичное расширение на восток привести к разрушению европейского дома как такового, во всяком случае в его нынешнем виде.
Француз, у которого канал EuroNews взял интервью на улице, поставил очень хороший вопрос: что было бы, если бы в странах, где Конституцию ратифицировали парламенты, прошли референдумы? В конце концов, во Франции и Нидерландах большинство "представителей народа", как от правящих партий, так и от оппозиции, выступало за ратификацию. Оппозиция в Германии уже ставит под сомнение решение парламента ратифицировать Конституцию, и этот вопрос будет неоднократно повторяться в ожидании сентябрьских выборов, предполагает издание.
Создатели Конституции не предусмотрели никаких механизмов на случай сбоев в процессе ратификации. Иными словами, они все решили заранее, отбросив мысль о том, что люди, которых они вроде бы представляют, могут с ними не согласиться. В результате судьба документа, который рождался в таких муках и был подписан с такой помпой, в течение нескольких дней оказалась под вопросом. Очевидно, что европейские политические элиты должны винить в происшедшем только себя. Референдумы продемонстрировали, какая пропасть разделяет истеблишмент и народы стран ЕС.
Кризис ЕС может дестабилизировать политические системы Европы. Попытка элит исключить народ из процесса принятия решений может привести к отторжению элит от общества. В худшем случае силы, которые в настоящий момент маргинальны, могут вернуться в центр политической жизни. Так, почти забытый "Интернационал" стал песнью победы противников Конституции во Франции, отмечает британское издание.
Единая Европа должна быть выстроена не только на Западе, но и на Востоке
При таком развитии событий страны Балтии и бывшие партнеры России по Совету экономической взаимопомощи в Восточной Европе, мечтавшие жить под голубыми небесами и желтыми звездами, могут столкнуться с острыми проблемами. Рассчитывая на щедрые дары, они перестроили свои дома по европейским стандартам, в процессе доведя некоторые из своих промышленных мощностей до состояния, когда их восстановление невозможно. Но захочет ли "старая Европа" и дальше оделять новичков деньгами, это вопрос. Во время жарких дебатов по бюджету на недавнем саммите многие давние члены ЕС поддержали Лондон в его нежелании субсидировать убыточное сельскохозяйственное производство, и это не сулит новичкам ничего хорошего.
Другой аспект поражения брюссельской демократии касается чаяний стран, находящихся к востоку от нынешних границ ЕС: Турции, Украины, Молдавии и Грузии, равно как и белорусской оппозиции. Сегодня необходимо серьезное изменение стратегии и тактики строительства единой Европы, особенно темпов объединительных процессов.
В этой связи стоит вспомнить о потребности выстроить единую Европу не только на Западе, но и на Востоке. Это подчеркивает важность создания единого экономического пространства, включающего в себя Россию, Украину, Белоруссию и Казахстан, – процесса, который принесет огромную выгоду этим четырем странам, равно как и ЕС. Взаимодействие между этими двумя системами является ключом к расширенной объединенной Европе.
Кроме того, недавние события должны дать пищу для размышлений об отношениях России с ЕС и ее позициям, связанным с Союзом. Многие в России откровенно радуются нынешним проблемам ЕС. Смысл подобных комментариев сводится примерно к следующему: "Наведите порядок в собственном доме, прежде чем поучать нас". Действительно, там, где речь идет о демократии, России надоело быть в глазах Европы мальчиком для битья, заключает издание.