Во вторник в Страсбурге на пресс-конференции во Дворце Европы генеральный секретарь Совета Европы Терри Дэвис заявил, что СЕ уважает территориальную целостность всех стран-членов организации, в том числе Сербии, и только ООН вправе принимать решение об изменении ее границ в случае предоставления независимости Косово, сообщает ИТАР-ТАСС. "Вопрос о Косово решается в Нью-Йорке, мы уважаем это и поддерживаем решения СБ ООН", - сказал он.
Дэвис подчеркнул, что в любом случае край Косово был и останется частью Европы и должен разделять основополагающие ценности СЕ, добавив, что речь идет о демократии, верховенстве закона, уважении прав человека и прав национальных меньшинств. По его словам, Совет Европы должен играть свою роль в области защиты прав человека и национальных меньшинств, диалога между культурами в Косово.
Генсек СЕ призвал не допустить использования "сепаратистскими режимами" в своих целях решения ООН в случае возможного предоставления независимости краю Косово. Он дал высокую оценку работе экспертов СЕ по восстановлению и охране косовских памятников культуры, а также роли Сербии, председательствующей в настоящее время в Комитете министров Совета Европы.
Дэвис напомнил, что в январе этого года ПАСЕ собиралась рассмотреть доклад современной ситуации вокруг статуса края. В ходе обсуждения документа было принято решение перенести его обсуждение, поскольку в СБ ООН, еще не начал работу по этому вопросу.
В ходе нынешней летней сессии ПАСЕ будет рассмотрен доклад по расследованию преступлений, подпадающих под юрисдикцию Международного уголовного трибунала по бывшей Югославии. В ходе обсуждения перед европарламентариями выступит Генпрокурор трибунала Карла дель Понте, сообщает РИА "Новости".
Напомним, что в минувшую пятницу Совет Безопасности ООН начал закрытые консультации по проекту резолюции, автоматически наделяющей Косово независимостью после 120 дней, отпущенных на переговоры между Белградом и Приштиной.
В соответствии с новым вариантом, Сербии и косовским албанцам дается еще четыре месяца на то, чтобы они пришли к решению путем переговоров. Кроме того, новый проект предполагает, что по истечении этого срока специальный представитель ООН в Косово должен будет изложить перед членами Совбеза свое мнение о ходе процесса. Главное условие заключается в следующем: если спустя 120 дней после одобрения резолюции Совбезом ООН согласия стороны не достигнут, то автоматически вступает в силу план Ахтисаари, предусматривающий независимость Косово без согласия Белграда.
Сербский премьер Воислав Коштуница отверг идею "отложенной независимости" Косово и выразил уверенность, что Москва наложит на новую резолюцию вето. Россию новый вариант резолюции также не устраивает. "Суть не в том, чтобы одобрить план Ахтисаари, а в том, чтобы вести переговоры, - заявил в среду глава МИД России Сергей Лавров. - Нас устраивает тот переговорный процесс, который устроит обе стороны".
Между тем пока остается неизвестным, останется ли финский дипломат Марти Ахтисаари на посту спецпосланника ООН в Косово, или его место займет Вольфганг Петрич, который занимал пост специального посланника ЕС в Косово во время заключения мирных соглашений в Рамбуйе в 1999 году.
По мнению наблюдателей, в случае принятия новой резолюции, законную силу потеряет прежняя резолюция СБ ООН номер 1244 от июня 1999 года, в соответствии с которой власть в Косово передавалась Миссии ООН, но при этом сохранялась территориальная целостность Сербии.
Напомним, ранее в Совет Безопасности ООН уже были внесены два новых проекта резолюции по Косову. В основе первого - лежал план Марти Ахтисаари, предусматривающий независимость сербского края Косово. Внесенный проект предполагал предоставить Косову статус независимости под контролем международных организаций с последующей интеграцией Косово и Сербии в Европейский Союз. Россия выступила категорически против такого сценария без согласия Белграда.
Затем был внесен новый, более "мягкий" проект резолюции. В нем смягчились формулировки в отношении плана Марти Ахтисаари, которые в новой версии стали носить рекомендательный характер, одновременно ужесточилась тональность требований к руководству Косово в части обеспечения стандартов безопасности меньшинств.