ВМС Южной Кореи ищут четыре северокорейские подлодки, которые на этой неделе вышли со своей базы на восточном побережье КНДР, провели учения в Японском море и после этого исчезли
Вести
ВМС Южной Кореи ищут четыре северокорейские подлодки, которые на этой неделе вышли со своей базы на восточном побережье КНДР, провели учения в Японском море и после этого исчезли ВМС Южной Кореи ищут четыре северокорейские подлодки, которые на этой неделе вышли со своей базы на восточном побережье КНДР
ВСЕ ФОТО
 
 
 
ВМС Южной Кореи ищут четыре северокорейские подлодки, которые на этой неделе вышли со своей базы на восточном побережье КНДР, провели учения в Японском море и после этого исчезли
Вести
 
 
 
ВМС Южной Кореи ищут четыре северокорейские подлодки, которые на этой неделе вышли со своей базы на восточном побережье КНДР
Reuters
 
 
 
Напряженность на Корейском полигоне резко возросла после гибели в Желтом море 26 марта южнокорейского корвета "Чхонан"
Reuters

ВМС Южной Кореи ищут четыре северокорейские подлодки, которые на этой неделе вышли со своей базы на восточном побережье КНДР, провели учения в Японском море и после этого исчезли. Об их местоположении ничего не известно уже два дня, сообщил в Сеуле представитель военного командования, передает ИТАР-ТАСС.

"Мы мобилизовали на поиск этих подлодок все наши военно-морские возможности в регионе", - сказал он. По данным Сеула, четыре подлодки водоизмещением 300 тонн вышли с базы Чахо неподалеку от ракетного полигона Мусудан-ни на северо-восточном побережье КНДР.

Напряженность на Корейском полигоне резко возросла после гибели в Желтом море 26 марта южнокорейского корвета "Чхонан". Корабль водоизмещением 1200 тонн раскололся надвое и затонул в Желтом море неподалеку от линии разграничения с зоной контроля КНДР. При этом погибли 46 моряков.

- Хиллари Клинтон из Сеула призвала дать "сильный ответ" Северной Корее
- Президент РФ призывает не доводить до беды
- Войны не будет, успокаивают эксперты
- Инопресса обеспокоена: КНДР нарушила привычный "ритуал" шантажа

На прошлой неделе следственная комиссия с участием международных экспертов объявила в Сеуле, что корабль был уничтожен торпедой, запущенной с северокорейской подлодки. В Северной Корее все обвинения в свой адрес категорически отрицают.

После этого Южная Корея объявила о прекращении практически всех экономических контактов с КНДР, закрыла свои воды для ее судов. Сеул также намерен в качестве меры нажима на Пхеньян провести противолодочные учения вместе с ВМС США, а также отработать меры по перехвату судов, занимающихся незаконной перевозкой грузов, имеющих отношение к ядерным и ракетным технологиям.

В ответ КНДР во вторник, 25 мая, также объявила о прекращении всех контактов с Южной Кореей. Официальный Пхеньян заявил о выходе из соглашения с Югом о взаимном отказе от агрессии. Диалог и контакты между Севером и Югом не будут восстановлены до тех пор, "пока у власти в Сеуле находится президент Ли Мён Бак", заявили в Северной Корее.

КНДР также привела армию в состояние полной боевой готовности и объявила, что прерывает с Южной Кореей телефонную и радиосвязь.

Хиллари Клинтон из Сеула призвала дать "сильный ответ" Северной Корее

В среду в южнокорейскую столицу прибыла госсекретарь США Хиллари Клинтон, чтобы обсудить с руководством страны ситуацию на полуострове. Клинтон заявила, что мир должен дать "сильный, но обдуманный" ответ на гибель южнокорейского военного корабля, передает "Интерфакс".

"Это была неприемлемая провокация Северной Кореи, и международное сообщество несет ответственность и обязательство ответить на нее", - заявила она в Сеуле на совместной пресс-конференции с министром иностранных дел Южной Кореи Ю Мен Хваном.

Госсекретарь заявила, что США намерены провести консультации с Южной Кореей и членами Совета Безопасности ООН о том, какие действия будут предприняты в ответ на инцидент, однако отклонила просьбу указать сроки подобных акций. "Мы совершенно уверены в позиции руководства Южной Кореи, и мы будем уважать и поддерживать их решение о том, как и когда следует двигаться дальше" в решении этого вопроса, сказала она.

Клинтон провела в Южной Корее всего несколько часов, возвращаясь в США после участия очередном раунде китайско-американского Стратегического и Экономического диалога, прошедшего на днях в КНР. "Я уверена, что китайцы понимают серьезность вопроса и готовы прислушаться к обеспокоенности, которую выражают Южная Корея и США", - заявила Клинтон в Сеуле.

"Мы рассчитываем работать вместе с Китаем, когда мы пойдем дальше в выработке ответа", - добавила она. Накануне в Китае Хиллари Клинтон также заявила, что Вашингтон и Пекин должны вместе работать над решением новых проблем в отношения двух Корей. В тот же день в Сеул прибыл специальный представитель Китая по корейским делам У Давэй.

Министр иностранных дел Южной Кореи Ю Мен Хван в ответ на вопрос, могут ли Китай и Россия заблокировать действия Совбеза ООН против КНДР в связи с потоплением "Чхонана", завил, что Москва и Пекин "будут выжидать, я уверен, но они не смогут отрицать факты".

Эксперты: две Кореи угрожают друг другу лишь для приличия

Южнокорейское общество не могло не потребовать наказания виновников трагедии в Желтом море, но в реальности обещанные Сеулом "жесткие меры" не смогут испортить жизнь Пхеньяну, уверены специалисты. Также очевидно, что обе стороны не стремятся к войне, которая станет самоубийством для северокорейского режима и тяжелейшим испытанием для Южной Кореи.

Северная Корея практически не пострадает от санкций, обещанных южнокорейским лидером, отмечает газета "Новые известия". Северокорейцы почти не имеют внешнеэкономических связей, если не считать приграничную торговлю с Китаем. Совместные проекты двух Корей к настоящему времени уже свернуты. Исключение составляет так называемая свободная экономическая зона в городе Кэсон в КНДР, но эту зону Сеул закрывать пока не собирается.

Что касается обещанного призыва к международным санкциям, то подобные вопросы решаются медленно, и обстановка на Корейском полуострове может еще не раз измениться.

Северная Корея также реагирует на случившееся относительно сдержанно. Северокорейский вождь Ким Чен Ир, по сообщению южнокорейского информагентства Yonhap, в ходе совещания с военным руководством КНДР при внешней жесткости риторики, как и президент Ли, был весьма осторожен в выражениях. Он, в частности, подчеркнул, что его страна готовится только к ответному удару и нападать первой не намерена.

По мнению руководителя Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений Алексея Арбатова, не стоит излишне драматизировать ситуацию, ведь обе Кореи лишь обмениваются угрозами (и то довольно сдержанно), но до прямого конфликта дело вряд ли дойдет. "Для КНДР важно поддерживать некоторую напряженность в отношении с Югом, так как от этого зависит выживание режима, - полагает эксперт. - Но война была бы для северокорейской верхушки равносильна самоубийству".

Северной Корее не нужна война, однако она постоянно подогревает напряженность, чтобы получать от международного сообщества гуманитарную помощь, отмечает Николай Злобин, директор программы "Россия и Азия" Института мировой безопасности.

"Как только интерес к Пхеньяну начинает понижаться, там придумывают что-то новое, иначе есть риск остаться в своем "медвежьем углу" - забытыми и никому не нужными, что грозит голодной смертью", - заявил политолог в беседе с GZT.ru. Таким образом, сегодняшние заявления Пхеньяна являются политической демагогией с целью показать мировому сообществу, что КНДР способна навязать свою повестку дня.

Единственным видимым итогом нынешней эскалации напряженности станет установка Сеулом громкоговорителей на межкорейской границе, которые будут передавать передачи южнокорейского радио. Но едва ли эта пропагандистская мера достигнет цели: гражданское население КНДР из приграничья с Югом давно выселено.

Инопресса обеспокоена: КНДР нарушила привычный "ритуал" шантажа

Между тем западная пресса всерьез обеспокоена происходящим на Корейском полуострове. Ким Чен Ира уже трудно считать младенцем, который стучит ложкой по столу, чтобы привлечь внимание: ложка превратилась в торпеду, и остается только гадать, какое орудие будет следующим, пишут западные газеты, обзор которых подготовил сайт InoPressa.

The Wall Street Journal считает нынешнее обострение самым значительным межкорейским конфликтом за последние 20 лет. Выход из соглашений о перемирии не вписывается в ритуал взаимодействий Пхеньяна с внешним миром: обычно Пхеньян "провоцирует кризис, а затем требует за его урегулирование уступок в финансовой сфере и сфере безопасности".

Не исключено, что Пхеньян все же будет стремиться к переговорам, но пока он, видимо, нагнетает напряженность. Мотивы руководства Северной Кореи остаются неясными. Возможно, Пхеньян рвется к войне либо уверен в негласной поддержке со стороны Китая.

Некоторые аналитики предполагают, что у Пекина возникли трения с Ким Чен Иром, однако Китай опасается дестабилизации в Северной Корее, чреватой хаосом, исходом беженцев и, возможно, объединением под властью Сеула. Видимо, китайское руководство настроено выжидать и надеяться, что со следующим поколением северокорейских лидеров будет легче общаться.

Есть также гипотеза, что Ким Чен Ир демонстрирует военную мощь страны, чтобы добиться поддержки для одного из своих сыновей и передать ему власть. Возможно также, что Северная Корея стремится подорвать позиции южнокорейского президента Ли Мен Бака, который ставит Пхеньяну жесткие условия.

В первую очередь северокорейский лидер хочет укрепить свое влияние и власть внутри страны, полагает французская Le Figaro. Тот факт, что просто испытаний ракет для этого уже недостаточно, не говорит ничего хорошего о ситуации за занавесом северокорейской границы.

Южная Корея оказалась в ловушке, неспособная реально наказать КНДР. В то же время Китай "ведет странную игру, в данной ситуации вряд ли допустимую", полагает обозреватель. Соединенные Штаты тоже оказались в сложной ситуации. Им вполне достаточно кризисов в Афганистане, Пакистане и Иране, однако США не могут бездействовать, так как рискуют лишиться доверия союзников из Азиатско-Тихоокеанского региона.

"Провокации, угрозы, приводящие к эскалации напряженности, затем переговоры и уступки США и Южной Корее, снова провокации и угрозы. При помощи этого круговорота, - пишет Sueddeutsche Zeitung, - северокорейский диктатор Ким Чен Ир после крушения советского блока обеспечивает существование своей стране". Да и переговоры "шестерки", целью которых является отговорить Пхеньян от его ядерной программы, проходят по той же схеме.

Но сейчас круговорот, похоже, прервался. Пхеньян недавно давал понять, что готов вернуться за стол переговоров, но после того, как стало известно, что Северная Корея потопила южнокорейский корвет, надежды на успех переговоров "шестерки" рухнули. Объявив военное положение, Ким Чен Ир из последних сил пытается сохранить единство страны, но лишь загоняет себя в тупик, резюмирует автор.

Соседний Китай - опора и союзник Пхеньяна - единственная страна, способная притормозить возникшую эскалацию, полагает итальянская La Stampa, но перед Пекином стоит весьма сложная задача. "В сложившихся условиях не исключено, что отступление Севера опасным образом повлияет на баланс сил в загадочной политике Пхеньяна, породив политический кризис, который может привести Северную Корею к краху и, таким образом, создать для всех соседей проблему: что делать со страной, потерпевшей коллапс, с ее 22 млн голодных жителей", указывает газета.

"Эта угроза пугает соседние и далекие страны так же, как и угроза бомбардировки Сеула. С другой стороны, это может быть всего лишь игрой, срежиссированной Пхеньяном для стратегического шантажа мирового сообщества", пишет издание.