Министр иностранных дел Великобритании кается из-за вторжения в Ирак, говоря о "шрамах на репутации"
Reuters
Министр иностранных дел Великобритании кается из-за вторжения в Ирак, говоря о "шрамах на репутации"
 
 
 
Министр иностранных дел Великобритании кается из-за вторжения в Ирак, говоря о "шрамах на репутации"
Reuters

Министр иностранных дел Великобритании Дэвид Милибэнд признал, что вторжение в Ирак "оставило шрам" на репутации его партии и попытался отойти от внешнеполитического курса, который в течение 10 лет проводился Блэром, пишет The Guardian. Министр заявил, что правительство должно помедлить и задуматься, почему его вмешательство с благими целями восстановило против Великобритании миллионы мусульман. Он также отверг требования о проведении референдума по договору ЕС.

В своей откровенной речи Милибэнд также признал, что решение проблем Ирака и Афганистана военными средствами невозможно, отметив: британское правительство обнаружило, что добиться умиротворения в таких странах тяжело. Он неоднократно повторил, что правительству необходимо усвоить уроки прошлого сейчас, когда оно начинает вторую волну внешнеполитических решений с большим упором на укрепленные многосторонние институты.

Он также призвал всех соседей Ирака, в том числе Сирию и Иран, принять участие в переговорах о будущем Ирака, при том, что администрация Буша выступает против такой позиции. Милибэнд предостерег, что если эти страны не примут участия в переговорах, то существует реальная опасность распространения межконфессиональной розни между суннитами и шиитами в Ираке по всему Ближнему Востоку. (Полный текст на сайте InoPressa.ru).

Милибэнд признался:"В чем бы ни состояли наши верные и неверные шаги - а были и те, и другие - нам нужно сосредоточиться на будущем. Мы должны сдержать наше обещание всем иракцам, что у них будут экономические права на будущее страны. Мы также должны сотрудничать со всеми соседями Ирака, дабы помирить суннитов и шиитов и не допустить, чтобы конфликт вначале расколол эту страну, а затем распространился, как инфекция, по всему Ближнему Востоку".

"Войны мы выиграли, но "выиграть мир" оказалось сложнее"

Во время длительных дебатов о внешней политике, где были затронуты темы Дарфура, Колумбии и Бирмы, Милибэнд сказал: "Войны мы выиграли, но "выиграть мир" оказалось сложнее. Урок состоит в том, что победы в результате войны возможны, но решение проблемы военными средствами - никогда".

Он признал, что внешняя политика Великобритании восстановила против нее миллионы мусульман. Рассказывая о своем недавнем визите в Пакистан, Милибэнд сказал:"Я встречался с молодыми, образованными, красноречивыми людьми, которым от 20 до 30 с лишним лет, и они говорили мне: миллионы мусульман по всему миру считают, что мы стремимся не дать им права, а подчинить их себе. Поэтому мы должны помедлить и задуматься.

"Европе нужно смотреть не внутрь себя, а выглядывать наружу"

Урок в том, что иметь добрые намерения - этого еще недостаточно. Утверждать общие ценности - этого еще недостаточно. Мы должны претворить эти ценности в жизнь в форме общих институтов". Он привел в пример вопрос о вступлении Турции в ЕС, отметив, что Европа не должна выглядеть как закрытый клуб для христиан.

Милибэнд отверг требования о проведении референдума по договору ЕС: "Европе нужно смотреть не внутрь себя, а выглядывать наружу, рассматривать проблемы за пределами ее территории, которые являются предпосылками нестабильности на нашей территории. Европа не нуждается в институциональном самосозерцании, и именно поэтому реформированный договор отметает идею фундаментальной конституционной реформы и обеспечивает четкие механизмы защиты национального суверенитета".

Он признал, что Европа и США пользуются меньшей популярностью, чем десять лет назад, но отметил, что для Великобритании лучшая реакция на это обстоятельство - не дистанцироваться ни от первой, ни от вторых. Америка, сказал он, имеет больше власти творить добро, чем любое другое государство.

Нет заметных примет того, будто внутри Лейбористской партии есть давление с целью проведения референдума. Курирующий манифест партии Эд Милибэнд, министр секретариата кабинета, сказал, что на него не оказывалось нажима по включению данного вопроса.