Суд над двумя россиянами, обвиняемыми властями Катара в причастности к убийству чеченского эмиссара Зелимхана Яндарбиева, будет открытым, передает РИА "Новости" со ссылкой на газету "Аль-Хайят".
По ее сведениям, в четверг оба обвиняемых под усиленной охраной были доставлены в суд в городе Доха, где судья зачитал им обвинения.
По данным катарской газеты "Ар-Рая", третьего обвиняемого, имеющего дипломатический паспорт, отпустили после встречи директора департамента Ближнего Востока и Северной Африки МИД РФ Михаила Богданова с министром иностранных дел эмирата шейхом Хамадом Аль Тани 21 февраля.
Напомним, в ночь с 18 на 19 февраля в городе Доха, столице Катара, местные спецслужбы арестовали троих российских граждан, находившихся в командировке. Один из них был впоследствии отпущен и сейчас находится в посольстве России.
Москва неоднократно заявляла о непричастности задержанных в Катаре россиян к убийству Яндарбиева и потребовала от катарских властей освободить российских граждан.
Исполняющий обязанности министра иностранных дел России Игорь Иванов выступил со специальным заявлением по этому поводу. "Ни Россия, ни указанные задержанные граждане не имели никакого отношения к покушению на Яндарбиева", - сказал он.
Консультации с катарской стороной по поводу ареста российских граждан будут продолжены в пятницу
Консультации с катарской стороной по поводу ареста российских граждан "будут продолжены в пятницу, 27 февраля". Об этом ИТАР-ТАСС сообщил посол РФ в Катаре Виктор Кудрявцев.
По словам дипломата, "российское посольство добивается от катарской стороны регулярных свиданий с арестованными сотрудниками спецслужб".
"Сегодня ставился вопрос о том, чтобы консул РФ второй раз посетил российских граждан, которым инкриминируется ответственность за недавнее покушение на Яндарбиева", - отметил посол.
Россиянам грозит смертная казнь
Между тем, как отмечает газета "Известия", двум россиянам может грозить смертная казнь. Через три дня после убийства Яндарбиева власти Катара приняли закон о борьбе с терроризмом. Согласно ст. 3 этого закона, смертная казнь или пожизненное заключение грозит тому, кто "создал группу или организацию для совершения террористического акта". В Катаре взрыв машины Яндарбиева уже назвали "первым терактом в истории страны". Так что арестованных россиян вполне могут судить по новому закону как террористов.
Вытащив из джипа трупы Яндарбиева и его охранника, полицейские просто стояли и смотрели, как догорает машина
Катар - богатое и цивилизованное государство, но в отличие от других развитых стран здесь нет преступности - она просто отсутствует как таковая, рассказал "Коммерсанту" один из российских специалистов, работающих в стране. Поэтому правоохранительная система работает на уровне XVIII века.
Когда 13 февраля среди бела дня в Дохе было совершено тяжкое даже по российским меркам преступление - двойное убийство с применением взрывчатки, полицейские, прокуроры, да и руководство страны просто растерялись. В состоянии шока все они находятся до сих пор и предпочитают вообще не комментировать эту ситуацию, сказал источник газеты.
Вся информация, поступающая из Катара, передается через неофициальные источники. По их данным, 13 февраля, в день убийства Зелимхана Яндарбиева и его охранника, оперативно-розыскные мероприятия в Дохе, можно сказать, не проводились.
Вытащив из джипа трупы Яндарбиева и его охранника, полицейские просто стояли и смотрели, как догорает машина, время от времени переговариваясь по рациям и телефонам. Потом опросили кого-то из собравшихся вокруг места взрыва зевак и разошлись вместе с ними.
Никаких облав, проверок документов на автотрассах, в воздушных и морских портах, как это делается в России, катарцы не заметили. Тем не менее подозреваемых задержали уже через несколько часов после взрыва.
Как задерживали российских разведчиков
"Я думаю, что властям Катара в расследовании этого преступления помогли спецслужбы других государств, в частности США, влияние которых в регионе достаточно сильно, - сообщил "Коммерсанту" Маирбек Вачагаев, бывший спецпредставитель Аслана Масхадова, поддерживающий отношения с семьей Яндарбиевых. - Насколько мне известно, россиян заподозрили вскоре после теракта, но, учитывая их особый статус, задерживать сразу не стали, установив за ними наблюдение".
Подозрения укрепились после того, как через несколько часов после взрыва россияне сели на теплоход в морском порту Дохи и отправились в Объединенные Арабские Эмираты. Затем они добрались до аэропорта в Дубае, где купили билеты на первый же рейс в Россию.
Предположив, что подозреваемые могут быть навсегда потеряны для следствия, представители иностранных спецслужб обратились к своим коллегам в ОАЭ с просьбой о задержании.
Как казнят иностранцев в арабских странах
В 1996 году гражданки Великобритании Дебора Пэрри и Люсил Маклфлэн приговорены к смертной казни в Саудовской Аравии за убийство гражданки Австралии Ивоны Гилфорд. В мае 1998 года саудовский король Фахд помиловал англичанок под нажимом британского правительства. Отсечение головы было заменено для них на восемь лет тюрьмы и 500 ударов плетьми.
В июле 1997 года в Катаре осуждены за убийство и изнасилование и расстреляны пакистанец Хафез Файез Мохаммед и гражданин Шри-Ланки Сунил Санта Кадигамува. В том же году в Дубае иранцы Маджид Фахер Хусейн Маджид и Абдул Мехди Карим Муштак признаны виновными в убийстве пяти человек во время ограблений и приговорены к распятию. Казнь заменена на расстрел.
В декабре 2000 года в Саудовской Аравии задержаны шесть граждан Великобритании по обвинению в убийстве своего соотечественника Кристофера Родуэя в ноябре того же года и нелегальной торговле алкогольными напитками. Двое из задержанных - Сэнди Митчелл и Уильям Сэмпсон - приговорены шариатским судом к отсечению головы, остальные - к 18 годам тюрьмы. Британские власти добились отмены приговора, и в августе 2003 года осужденные помилованы и высланы в Великобританию, где заявили, что дело против них сфабриковано, а показания они дали под пытками.
В мае 2002 года в Саудовской Аравии признан виновным в убийстве своего отца и казнен гражданин Судана Бент аль-Кахтани. В том же месяце осужден на смерть и казнен гражданин Эфиопии Ватио Фарзиз, забивший до смерти своего земляка.
Чем занимался Яндарбиев
Зелимхан Яндарбиев родился в 1952 году в Казахстане.
В мае 1990 года организовал Вайнахскую демократическую партию, целью которой было "создание независимого государства".
17 апреля 1993 года указом Джохара Дудаева назначен и.о. вице-президента Чечни, занимался идеологическими вопросами.
В середине января 1995 года руководил обороной центра Грозного против федеральных войск.
В 1996 году после гибели Дудаева 9 месяцев исполнял обязанности главы Ичкерии.
27 января 1997 года на выборах президента Чечни, набрав чуть более 10% голосов, занял лишь третье место, значительно отстав от Аслана Масхадова и Шамиля Басаева.
В октябре 1999 года, после начала "второй чеченской войны", получил в Катаре и ОАЭ 35 миллионов долларов. Эти деньги предполагалось израсходовать на подготовку в Афганистане боевиков, которых затем перебрасывали в Чечню.
С 2000 года Яндарбиев жил в Катаре на положении "беженца без права политической деятельности". Известно, что, до того как перебраться в Катар, Яндарбиев жил с семьей в городе Аль-Айне (ОАЭ), а трое его детей учились неподалеку - в эмирате Дубай.
Затем местные власти не продлили чеченцу вид на жительство, и он сначала отправился в Турцию, а затем обосновался в Дохе.
Управление Генпрокуратуры на Северном Кавказе расследует несколько уголовных дел в отношении Яндарбиева. Он являлся одним из организаторов вторжения чеченских боевиков в Дагестан в 1999 году. Сначала его объявили в федеральный розыск, а с 9 октября 2001 года - в международный по линии Интерпола.
Кроме того, в ходе следствия по делу о захвате заложников на Дубровке Генпрокуратура обвинила Яндарбиева в организации и этого теракта. Тогда командир боевиков Мовсар Бараев из захваченного здания Театрального центра несколько раз звонил Яндарбиеву. Генпрокуратура России потребовала у властей Катара выдать Яндарбиева, однако ответ получен не был.