Российский военнослужащий дезертировал из Ахалгорской военной части в Южной Осетии и обратился к Грузии с просьбой предоставить ему политическое убежище. Информацию об этом распространили грузинские СМИ и подтвердили в МВД страны. Однако Минобороны России уверено, что российского сержанта держат в плену, и требует его выдачи на родину, передает "Интерфакс"
Первым делом российский солдат Александр Глухов попросил грузинских правоохранителей накормить его. По его словам, в дислоцированных на оккупированных территориях Грузии российских частях довольно невыносимые условия. Глухов также рассказал о постоянных издевательствах над младшими военнослужащими, пишет Грузия-Online.
Из данных военного билета Александра Глухова следует, что родом он из Сарапульского района Удмуртии, год его рождения - 1987.
- Обращение Александра Глухова к президенту Грузии (ТЕКСТ, ВИДЕО)
- "Солдатские матери" подтверждают: ребята рассказывают ужасные вещи о Южной Осетии
Как рассказал в интервью "Эхо Москвы" официальный представитель МВД Грузии Шота Утиашвили, солдат перешел границу накануне ночью и сказал, что в Ахалгорском районе невыносимые условия. Глухов жаловался, что не принимал душ больше месяца, его не кормят и избивают и он больше не может там служить. Сейчас Глухов находится в больнице. Комментируя требования российского Минобороны немедленно освободить солдата, Утиашвили заметил: "Он на свободе и может делать все, что захочет. Если он хочет вернуться, он может вернуться".
Обращение младшего сержанта показали по грузинским телеканалам, в частности, Rustavi2: "Я прошу президента Грузии предоставить мне убежище, я не могу больше терпеть тех тягот, на которые обречены российские солдаты здесь. Надеюсь, что оно мне будет предоставлено", - рассказал Глухов. Видео можно посмотреть ЗДЕСЬ.
Военный также подтвердил, что Россия заранее готовилась к войне в Южной Осетии. Напомним, что еще в сентябре один из российских военных проговорился о том, что русские войска перешли грузинскую границу до начала военных действий. "Мы были на учениях. Это относительно недалеко от столицы Южной Осетии. Нижний Зарамах - природный заповедник Северной Осетии. Вот там после плановых учений и стояли лагерем, но 7 ночью августа пришла команда на выдвижение к Цхинвалу... Прибыли, разместились, а уже 8 августа там полыхнуло с такой силой, что многие даже растерялись", - рассказал командир роты капитан Денис Сидристый в интервью газете Министерства обороны РФ "Красная звезда".
Тем временем Минобороны РФ видит в сообщении грузинских СМИ очередную "информационную провокацию" и требует от Грузии незамедлительного освобождения захваченного в Южной Осетии младшего сержанта Глухова. "Предварительное расследование показало, что Александр Глухов был захвачен грузинскими силовиками в Ахалгорском районе Южной Осетии и вывезен в Тбилиси", - заявил журналистам временно исполняющий должность начальника управления пресс-службы и информации военного ведомства полковник Александр Дробышевский.
По его словам, Глухов действительно проходил службу на территории Южной Осетии и предстоящей весной должен был уволиться с военной службы, отметил Дробышевский. "Под физическим либо морально-психологическим воздействием или под угрозами военнослужащий Глухов мог сказать что угодно", - признал официальный представитель Минобороны.
В свою очередь, помощник главкома Сухопутных войск России Игорь Конашенков также заявил, что младший сержант срочной службы Александр Глухов похищен при исполнении служебных обязанностей и подвергается психологической обработке.
"Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, - продолжил он, - что младший сержант Глухов входил в зону конфликта в Южной Осетии к исходу дня 8 августа 2008 года в составе своего мотострелкового подразделения. В то же время, в интервью грузинскому телеканалу в закрытом помещении российский военнослужащий заявил, что он якобы прибыл в Южную Осетию в июне прошлого года".
(Прим. NEWSru.com: с легкостью признав, что в Южной Осетии воевал срочник, Минобороны, вольно или невольно, вскрыло еще одну больную для себя тему. Еще в августе эксперты заявляли, что по закону призывников нельзя посылать за границу, а также в зоны военных действий. Когда некоторое количество срочников в Южной Осетии все же обнаружилось, в Минобороны это терпеливо опровергали, но затем были вынуждены признать очевидное. Правда, в ведомстве отметили, что количество воевавших призывников было "незначительное". Эксперты также отмечали, что срочников могли отправить в зону грузино-осетинского конфликта не по ошибке, а осознанно - в нарушение закона. Однако о понесенной кем-либо ответственности с тех пор ничего не известно.)
Представитель МВД Грузии Шота Утиашвили в ответ российской стороне заявил следующее: "Все утверждения Минобороны России, что якобы Глухов был захвачен грузинскими спецслужбами, являются откровенной дезинформацией", - цитирует "Интерфакс". Утиашвили также заявил, что грузинская сторона готова организовать встречу российских дипломатов, находящихся в Тбилиси, с сержантом Глуховым.
Тем временем Министерство иностранных дел Грузии заявляет, что готово обеспечить все необходимые условия для организации встречи в Тбилиси "перешедшего во вторник на грузинскую сторону" Александра Глухова с его родителями.
Как сказал журналистам замглавы МИД Грузии Александр Налбандов, Глухов уже беседовал со своими родителями по телефону. МИД Грузии просит родителей военнослужащего приехать в Грузию для встречи с сыном, и внешнеполитическое ведомство готово оказать им необходимую помощь.
Кроме того, во вторник с Глуховым встретился корреспондент Reuters. Молодой человек подтвердил агентству, что остался в Грузии совершенно добровольно. По телевизору также показали кадры с этой встречи: она проходила в McDonald's, в спокойной обстановке за столиком Глухов ест бигмак и картофель фри - на похищенного он не похож.
Обращение Александра Глухова к президенту Грузии
Обращаем внимание, что обращение сержанта к Михаилу Саакашвили начинается только после 1 мин 30 сек - до этого идет сюжет на грузинском языке.
Расшифровка обращения:
"Мои войска перебросили в Цхинвал в июне месяце. Мои начальники говорили... офицеры, командиры... что вы едете в Грузию, в Южную Осетию, помогать народу против Грузии. В июне месяце начали рыть окопы, блиндажи. И также начались тревоги боевые. Выезжали на местоположение. Находились там неделю, обратно возвращались - оказалось, учебные. Потом, после этого, я попал в Ленингори - Ахалгори, 1 декабря. Там послужил месяц-полтора.
Там нет нормальных условий. С комбатом взаимоотношения, с майором Федоровым, у меня плохие стали. Плохие условия. Бани нету. Плохо с едой - мало кормят. Также у нас стоит боевая техника - танки, БМП, "Грады", нацеленные в сторону грузинских сел... Поэтому я прошу президента Грузии оставить меня в Тбилиси".
"Солдатские матери" подтверждают: ребята рассказывают ужасные вещи о Южной Осетии
Из интервью секретаря правозащитной организации "Солдатские матери Петербурга" Эллы Поляковой, которое она дала порталу Грани.Ru, становится понятно, что жалоба Александра Глухова может быть не единственной. По словам Поляковой, на "горячую линию" правозащитников звонят ребята из Южной Осетии и рассказывают "ужасные вещи".
"Они жили долго в окопах без воды, без особой еды, но ребята все терпели. Что меня поражает, это русское терпение к пыткам. Человека пытают, пытают, а он молчит, никуда не обращается", - говорит Полякова.
"Матери" по всем этим сигналам делали запросы и в Министерство обороны, и в Главную военную прокуратуру. К этому времени создалась возможность поездки в Осетию вместе со Светланой Ганнушкиной.
"Когда мы приехали, нас остановили осетинские омоновцы, сытенькие, довольные, стали угощать нас. Говорят, их жалко, мы их жалеем. Ребята запуганные. Это те окопы, в которых они когда-то долго жили, потом им привезли дырявую палатку, и вот в этой палатке у нас состоялся разговор. Это подразделение, где 14 человек, из них 5 контрактники. Контрактники пишут рапорта с просьбой расторгнуть контракт. До командира роты рапорт доходит, дальше не пускают", - рассказывает Полякова.
Ребята не знают своих прав, говорит правозащитница. У них единственная связь - мобильная. У них полное непонимание своего статуса, у них нет документов, нет военных билетов, отобрали паспорта, не выплачивают по много месяцев деньги. "Их бросили на прокорм местным жителям, и хорошо, что местные жители их подкармливают. Медицинской помощи нет, баню соорудили сами. Говорят, что мы согласны служить по контракту, но не здесь", - заявляет Полякова.