Совет Безопасности ООН перед началом работы лондонской конференции по Афганистану с разрешения России снял санкции с пятерых лидеров афганского движения "Талибан", передает "Интерфакс". Все пятеро больше не являются активно действующими боевиками, отмечают в Совбезе.
Отмена санкций, введенных ООН в 2001 году из-за предполагаемых связей движения "Талибан" с международной террористической организацией "Аль-Каида", касается бывшего министра иностранных дел Афганистана Абдулы Вакила Мутавакиля и еще четырех лидеров движения, входивших в афганское правительство в период правления талибов.
Кроме Мутавакиля, в список вошли бывший чиновник МИДа Шамс-ус-Сафа Аминзай, бывший заместитель министра коммерции Фаиз Мохаммад Файзан, бывший заместитель министра планирования Мохаммад Муса Хотак и бывший заместитель министра по пограничным делам Абдул Хаким Мониб, указывает BBC.
- Россия предлагает восстановить Афганистан на западные деньги
Против исключения талибов из черного списка ООН не возражает и Россия, пишет InoPressa.ru со ссылкой на The Washington Post. Более того, это решение было принято именно после того, как Россия сняла с него свое вето, пишет корреспондент Колум Линч.
Исключение ряда бывших талибов из списка подкрепит усилия ООН и властей Афганистана по проведению мирных переговоров с экстремистским движением. "Это крупное изменение в политике России, которая много лет сопротивлялась предложениям США и европейских стран исключить из списка террористов тех бывших талибов, которые называют себя сторонниками правительства Карзая", - говорится в статье. С 1999 года, когда Совет Безопасности впервые ввел санкции против "Талибана" за отказ выдать Усаму бен Ладена как организатора взрывов американских посольств, из списка не исключали ни одного талиба.
Пересмотр списка - часть широкого пересмотра антиталибских санкций Советом Безопасности, который был предпринят в ответ на критические замечания, что в черный список ООН не включают новых подозреваемых в терроризме и не вычеркивают из него умерших. Решение России отражает новый подход - мнение, что политическое примирение с некоторыми силами в руководстве талибов возможно и полезно, заметил Дж. Александер Тайер из Института мира США.
Москва не меняла своей позиции в отношении умеренных талибов, заявляет МИД РФ
Поддержка Россией решения Совета Безопасности ООН исключить из "черного списка" пятерых бывших лидеров движения "Талибан" не означает какого-либо пересмотра российской стороной своей позиции на этот счет, заявляют в Москве.
"Мы всегда высказывались за то, чтобы в мирный процесс урегулирования в Афганистане включить и умеренных талибов, при соблюдении ряда условий", - сказал "Интерфаксу" в среду представитель департамента информации и печати МИД РФ.
По словам собеседника агентства, таких условий три. Такие люди должны сложить оружие и прекратить экстремистскую деятельность, признать конституцию Афганистана и выйти из движения "Талибан". "Эта позиция неизменна, она остается в силе и сегодня", - подчеркнул дипломат.
Вашингтон готов работать с представителями движения "Талибан", если они согласятся сотрудничать с афганскими властями, сложат оружие и не будут пытаться ограничивать права рядовых афганцев, заявил представитель государственного департамента США Филип Кроули на брифинге в Вашингтоне.
"Мы будем приветствовать возвращение каждого, кто привержен принципам неприменения насилия в политическом процессе", - сказал дипломат. Так он ответил на просьбу журналистов прокомментировать заявления президента Афганистана Хамида Карзая о возможности сотрудничества с некоторыми бывшими талибами.
Одновременно Филип Кроули подчеркнул, что те бывшие экстремисты, которые захотят принять участие в политической жизни страны, должны "поддерживать демократические принципы, такие как возможность для всех граждан - мужчин и женщин - вносить важный вклад в развитие общества".
Касаясь международной конференции по Афганистану, которая открывается в Лондоне в четверг, Кроули заявил, что участники переговоров планируют обсудить координацию своих действий. "Мы обсудим, как нам более эффективно сотрудничать с точки зрения ООН, с точки зрения НАТО, с международной точки зрения. Это будет касаться того, какого рода деятельность мы будем осуществлять, и как мы можем наилучшим способом поддержать афганское правительство", - сказал представитель госдепартамента.