Российско-американский диалог по вопросам противоракетной обороны окончательно зашел в тупик - теперь заняться проблемой придется лично президентам Дмитрию Медведеву и Бараку Обаме. Их встреча состоится до конца года, точнее, во второй половине осени
Президент России
Российско-американский диалог по вопросам противоракетной обороны окончательно зашел в тупик - теперь заняться проблемой придется лично президентам Дмитрию Медведеву и Бараку Обаме. Их встреча состоится до конца года, точнее, во второй половине осени Замминистра иностранных дел Сергей Рябков и постпред России при НАТО Дмитрий Рогозин не смогли убедить американскую сторону в необходимости письменных гарантий того, что система ПРО в Европе не будет направлена против ядерных сил России
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Российско-американский диалог по вопросам противоракетной обороны окончательно зашел в тупик - теперь заняться проблемой придется лично президентам Дмитрию Медведеву и Бараку Обаме. Их встреча состоится до конца года, точнее, во второй половине осени
Президент России
 
 
 
Замминистра иностранных дел Сергей Рябков и постпред России при НАТО Дмитрий Рогозин не смогли убедить американскую сторону в необходимости письменных гарантий того, что система ПРО в Европе не будет направлена против ядерных сил России
MDA
 
 
 
Для России принципиально, чтобы гарантии ненаправленности против нее евроПРО были зафиксированы на бумаге - в юридически обязывающей форме. США и НАТО же призывают поверить на слово
MDA

Российско-американский диалог по вопросам противоракетной обороны окончательно зашел в тупик - теперь заняться проблемой придется лично президентам Дмитрию Медведеву и Бараку Обаме. Их встреча состоится до конца года, точнее, во второй половине осени. Возможно, американский лидер приедет в Москву, но рассматриваются и другие варианты - переговоры в рамках саммита "большой двадцатки" в Канне 3-4 ноября или саммита АТЭС в Гонолулу 12-13 ноября.

О такой перспективе говорят сами российские переговорщики, которые в очередной раз вернулись из США ни с чем. Замминистра иностранных дел Сергей Рябков и постпред России при НАТО Дмитрий Рогозин не смогли убедить американскую сторону в необходимости письменных гарантий того, что система ПРО в Европе не будет направлена против ядерных сил России, пишет "Коммерсант".

Рябков рассказал газете, что тематику ПРО обсуждали с представителями Белого дома, Госдепартамента и Пентагона. И хотя атмосфера диалога со времен Джорджа Буша-младшего заметно улучшилась, по самым важным составляющим "прогресса мало". Однако и "оснований для пессимизма нет", уверен замглавы российской дипломатии.

По его словам, особые надежды переговорщики возлагают на осенний контакт Медведева и Обамы. "Нам, конечно, хотелось бы визита (Обамы в Москву - прим. ред.), поскольку он позволяет фундаментально обсудить всю повестку наших отношений. Такой разговор необходим как стимулятор диалога и по вопросам безопасности", - сказал Рябков.

Надежды на диалог президентов подтвердил и Рогозин. "Проблема, с которой мы столкнулись - несмотря на высокий уровень переговорщиков, эту проблему можно решить только с мощным политическим импульсом, исходящим от президентов", - заявил он РИА "Новости". Времени для устранения разногласий остается все меньше - уже в конце года НАТО должна определиться с архитектурой евроПРО, пояснил он.

Кроме того, убедить американцев становится все сложнее, потому что ПРО постепенно превращается в предметом ожесточенной борьбы в самих США - между администрацией Белого дома и ее оппонентами в лагере республиканцев, считает Рогозин. В Вашингтоне он лично пообщался с сенаторами-республиканцами Джоном Кайлом и Марком Керком и назвал их "монстрами холодной войны", у которых вместо зрачков прицелы.

Если такие люди придут на смену Бараку Обаме, ""оттепель" под названием "перезагрузка" будет снесена в сторону и придут большие лютые холода", заявил он. Поэтому особенно необходимо достигнуть сейчас глубокого сотрудничества в военно-политических вопросах и пройти точку "невозврата" в отношениях, чтобы никто уже не мог это партнерство повернуть вспять, подчеркнул постпред.

Он заявил, что военные США считают возможным создание совместной ПРО с Россией, дело остается за политиками. В Москве же по-прежнему не исключают принятия ответных мер, если создаваемая в Европе система ПРО будет угрожать российской безопасности, добавил Рогозин.

Ситуация с ПРО напоминает сценарий продвижения к Договору о сокращении стратегических наступательных вооружений. Медведев и Обама тоже проявили "политическую волю" и подписали соглашение. А позже оно забуксовало в американском Сенате, но Обама добился того, чтобы документ был одобрен, причем произошло это во второй половине декабря. Если бы противникам договора удалось перенести процесс на нынешний год, то демократам пришлось бы уговаривать большее число республиканцев в обновленном составе Сената по итогам ноябрьских промежуточных выборов.

Однако в случае ПРО ситуация пока все же представляется скорее безнадежной. Для России принципиально, чтобы гарантии ненаправленности против нее евроПРО были зафиксированы на бумаге - в юридически обязывающей форме. США и НАТО же призывают поверить на слово. Заместитель госсекретаря США по контролю над вооружениями Роуз Готтемюллер объяснила "Коммерсанту", почему от Вашингтона не стоит ждать письменных гарантий.

Она повторила тезис о том, что, разворачивая системы ПРО, США не ставят своей целью ослабление российских ракетных сил. "Цель состоит совсем не в этом. Противоракетная оборона должна защитить нас от ограниченной ядерной атаки. И если вы посмотрите на технические параметры систем, которые разворачивают в Европе, вы поймете, что это действительно так", - сказала Готтемюллер.

Она убеждена, что движение вперед возможно, только если переговоры перейдут из политического в прагматическое русло. "В английском есть такое выражение "постучать по колесам". В данном случае оно означает возможность изучить техническую составляющую проекта ПРО, понять, на что способны оборонительные системы и как именно они должны работать. Мы считаем, что если российская сторона оценит проект с технической точки зрения, то лишние вопросы отпадут сами собой", - заключила она.