Президент России Дмитрий Медведев, который уже "стал звездой" саммита "Большой восьмерки" в Довилле, провел там итоговую пресс-конференцию
Reuters
Президент России Дмитрий Медведев, который уже "стал звездой" саммита "Большой восьмерки" в Довилле, провел там итоговую пресс-конференцию Главным образом он говорил о злободневных темах - событиях в Северной Африке и на Ближнем Востоке
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Президент России Дмитрий Медведев, который уже "стал звездой" саммита "Большой восьмерки" в Довилле, провел там итоговую пресс-конференцию
Reuters
 
 
 
Главным образом он говорил о злободневных темах - событиях в Северной Африке и на Ближнем Востоке
Reuters
 
 
 
В частности, из выступления Медведева аудитория снова узнала о его отношении к судьбе ливийского лидера Муаммара Каддафи
Reuters

Президент России Дмитрий Медведев, который уже "стал звездой" саммита "Большой восьмерки" в Довилле, провел там итоговую пресс-конференцию. Главным образом он говорил о злободневных темах - событиях в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Но затронул и несколько внутриполитических вопросов.

В частности, из выступления Медведева аудитория снова узнала о его отношении к судьбе ливийского лидера Муаммара Каддафи. Его уход, по мнению президента, не имеет существенного значения. В то же время Медведев отметил, что если ливийский лидер уйдет добровольно, "тогда можно будет обсуждать, каким образом это можно сделать: какая страна его могла бы принять, на каких условиях и что бы он мог сохранить, а что он должен потерять", цитирует "Интерфакс". Уход Каддафи был бы полезен для страны и для ливийского народа.

- У России и США все еще есть разногласия по ПРО, зато едино мнение по Ближнему Востоку

Отвечая на вопрос, может ли Россия принять Каддафи у себя, если тот все-таки покинет пост, Медведев ответил: "Нет, мы не будем, но такие страны найдутся". И отпустил ливийского лидера на все четыре стороны: "Пусть уходит, куда хочет, на самом деле", поскольку международное сообщество сегодня не видит его в качестве руководителя Ливии. Это касается не только стран "большой восьмерки", но и большинства африканских стран.

Доказательством такого отношения России может служить следующий факт, о котором стало известно: спецпредставитель президента РФ Михаил Маргелов пока не будет посещать Триполи, однако поедет к повстанцам в Бенгази. "Что касается Триполи, там ситуация более сложная. Но в любом случае я надеюсь, что у него будет возможность пообщаться и с той, и с другой стороной", - сказал Дмитрий Медведев журналистам в Довиле.

Кстати, сам Маргелов уже прокомментировал свое новое задание. Он видит свою задачу в том, чтобы встретиться с лидерами повстанцев и продолжить то, что Россия делает не первый месяц. А именно - "способствовать тому, чтобы между ответственными представителями ливийской политической элиты, которые заинтересованы в том, чтобы Ливия сохранилась как единое независимое государство, чтобы помочь найти пути к достижению национального консенсуса".

Отвечая на вопрос, будет ли он встречаться с Муаммаром Каддафи, Маргелов напомнил, что пока связь с ливийским премьером держит глава российского МИД Сергей Лавров. "Моя задача - общение с лидерами повстанцев, но я не исключаю, что если такое поручение главы государства поступит, то мне придется полететь и в Триполи", - отметил он. Он пояснил, что его поездка готовится совместно с МИД РФ.

Говоря о логистической стороне своей поездки, Маргелов пояснил, что в Ливию невозможно прилететь на самолете. Поэтому рассматриваются другие варианты, как добраться до Бенгази. О сроках поездки говорить пока преждевременно.

У России и США все еще есть разногласия по ПРО, зато едино мнение по Ближнему Востоку

Если Россия и США не договорятся по ПРО после 2020 года начнется новая гонка вооружений. Дмитрий Медведев "не очень доволен" реакцией США и НАТО на российские предложения. "Мы теряем время", - подчеркнул он.

Медведев объяснил, что он говорил "вчера о 2020-м годе как о дедлайне". "Это тот год, когда завершится выстраивание четырехэтапной системы так называемого адаптивного подхода",- пояснил он, добавив, что "после 2020 года, если мы не договоримся, начнется новая гонка вооружений", цитирует ИТАР-ТАСС. "Если мы договоримся, то ситуация будет совсем другой и я бы хотел, чтобы мои партнеры помнили об этом постоянно", - подчеркнул президент.

Он напомнил, что Россия опасается отсутствия гарантий, что система ПРО не направлена против нее. "Все это время говорят: эта там такие страны есть нехорошие, вот от них может исходить угроза, - продолжил Медведев. - Когда мы спрашиваем: какие это страны? Молчат. Мы спрашиваем: есть ли там ракеты, которые таким образом можно отсекать? Нет там таких ракет". "А у кого эти ракеты есть? - задался вопросом президент. - У нас". "Значит ответ простой: тогда это против нас", - констатировал он.

По словам Медведева, стороны не сильно продвинулись вперед в переговорах по ПРО. "Я понимаю какие сложности есть у президента Обамы, потому что ему нужно соответствующие подходы отстаивать в сенате, а там непростая ситуация", - сказал Медведев, добавив, что понимает новых восточноевропейских членов НАТО, которые "готовы с распростертыми объятиями принять соответствующие противоракетные системы". "Но я все же призываю всех задуматься, какой мир мы хотим получить", - заключил он.

Зато Медведев считает абсолютно правильной позицию Обамы о границах Палестинского государства, который следует признать в границах 1967 года, что будет единственным путем решения палестино-израильской проблемы.

Российский лидер также напомнил о позиции Обамы: она заключается в том, что обе стороны - и израильская, и палестинская - несут ответственность за текущее состояние дел.

"Да, мы должны принимать во внимание реалии, которые сложились после того. Но, тем не менее, по всей вероятности, это единственная основа, на базе которой можно создавать государство", - сообщил Дмитрий Медведев.

Он заявил, что Россия давно признала Палестинское государство. "У нас есть в России посольство Государства Палестина. Поэтому для нас этого вопроса в повестке дня нет", - сказал президент.

О российской политике: планах на 2012 год и преемнике Миронова

Не обошлось на пресс-конференции и без традиционного в последнее время вопроса: о планах на 2012 год, когда в России запланированы президентские выборы. Правда, из ответа президента никто ничего не узнал. Как сказал Медведев, его коллеги по "группе восьми" этим "интересовались", и он рассказал "абсолютную правду": что будет делать он сам и "некоторые коллеги".

"Могу дать пару адресов, можете у них узнать", - туманно сказал Медведев.

Еще один вопрос на тему внутренней российской политики касался опустевшего кресла третьего лица в государстве после отставки Сергея Миронова. Отвечая на вопрос, кто, по его мнению, может возглавить верхнюю палату российского парламента, Медведев ответил не менее расплывчато: "Совет Федерации сам выбирает себе начальника".

Вместе с тем он отметил, что ему этот вопрос небезразличен. "Я тоже думаю над тем, кто мог бы возглавить соответствующую палату парламента. На мой взгляд, это должен быть человек эффективный, современный, хорошо разбирающийся в тонкостях российской жизни", - подчеркнул Медведев, добавив, что "таких людей у нас немало".

По словам Медведева, право Совета Федерации избирать председателя - это нормально, поскольку это коллегиальный орган.

Напомним, депутаты законодательного собрания Петербурга 18 мая проголосовали за отзыв из Совета Федерации своего представителя Сергея Миронова. Его отзыв был инициирован 6 мая региональным отделением партии "Единая Россия" в Петербурге. После отзыва Миронов автоматически потерял пост председателя верхней палаты.

Отметим, что позже нашелся автор вопроса о 2012-м годе: им оказался петербургский журналист Алексей Лушников. Он рассказал Фонтанке.Ru, при каких обстоятельствах это произошло.

"Практически все главы большой восьмерки давали сегодня пресс-конференции — все, кроме Ангелы Меркель и Барака Обамы. Встретился с журналистами и Дмитрий Медведев. Конечно, к нему было много вопросов о форуме, о ситуации в Африке и т.д. Меня же интересовало другое. Я сформулировал свой вопрос так - "Дмитрий Анатольевич, были ли в ходе форума или в его кулуарах в вашем общении с другими лидерами стран G8 вопросы о том, будете ли Вы баллотироваться на президентских выборах в 2012 году. И если были, то что Вы ответили?"

Ответ президента журналист интерпретировал так, что интерес действительно был, и большой, судя по слегка усталому голосу, которым он отвечал. "Это понятно — ведь следующая большая встреча в формате G8 пройдет уже фактически после президентских выборов в России. Так что, возможно, это и последняя встреча Дмитрия Медведева с главами ведущих стран в таком формате", - подытожил Алексей Лушников.