Министры иностранных дел стран-членов ГУАМ договорились создать собственные полицейские силы, которые должны заменить российских миротворцев в конфликтных зонах СНГ. Одновременно прозападный квартет лоббирует в ООН принятие антироссийской резолюции по замороженным конфликтам. Столь мощное наступление на позиции Москвы связано с опасениями, что Россия в ближайшее время начнет признавать непризнанные республики, считает "Коммерсант".
Основная надежда регионального блока на 61-й сессии ООН - продвижение вариантов разрешения "замороженных" конфликтов. Пункт о них внесен в повестку по настоянию ГУАМ, при противодействии России. В Москве считают, что рассмотрение в ООН подобных вопросов – это "вынос сора из избы". Попадание вопроса о конфликтах в повестку сессии ООН стало первым поражением России, поскольку это означает признание неэффективности деятельности российских миротворцев, находящихся в зонах конфликтов.
На нынешней сессии Генассамблеи ООН региональному блоку ГУАМ решили, наконец, придать легитимный статус. В понедельник главы МИД этих стран избрали генсека ГУАМ - им стал первый заместитель министра иностранных дел Грузии Валерий Чечелашвили. Они также утвердили план действий на 2007 год.
Избрание Чечелашвили стало знаковым, подчеркивают "Новые известия". Среди членов ГУАМ Грузия всегда выступала как самый непримиримый борец за свои интересы, которые в Москве принято считать "антироссийскими".
То, с чем министры иностранных дел стран блока ГУАМ выступили в Нью-Йорке, стало следствием сигнала, посланного России странами Запада и, прежде всего, Соединенными Штатами. "Вашингтон определенным образом показывает Москве, что его не устраивают никакие планы по решению региональных конфликтов на постсоветском пространстве путем создания новых конфедераций, - комментирует Александр РАР, директор Германского совета по внешней политике. - Американское руководство, однако, раздражает тот факт, что Россия, в отличие от 1990-х годов, ныне выступает в качестве самостоятельного политического игрока".
Против российских миротворцев ГУАМ собирает полицейские силы
Встреча глав МИД стран-членов ГУАМ - Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии - состоялась в минувший понедельник в Нью-Йорке в рамках проходящей там 61-й сессии Генассамблеи ООН. Руководители внешнеполитических ведомств Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии специально собрались, чтобы обсудить ход урегулирования замороженных конфликтов в СНГ. Примечательно, что, хотя Россия и участвует в урегулировании приднестровского, абхазского, южноосетинского и нагорно-карабахского конфликтов в качестве страны-гаранта, никого из российских представителей на эту встречу не позвали. Зато на переговорах присутствовал помощник госсекретаря США Дэвид Крамер.
Недолго посовещавшись под присмотром Крамера, четверка министров единогласно решила, что на смену российским миротворцам в конфликтных зонах на территории Грузии и Молдавии должны прийти полицейские миротворческие силы ГУАМ. В частности, как уточнили в МИД Грузии, была достигнута договоренность о том, что "голубые каски" ГУАМ следует активно задействовать в миротворческих операциях в зонах абхазского и югоосетинского конфликтов. Впрочем, реализация этой договоренности пока отложена на неопределенный срок. Дело в том, что решение о создании миротворческих сил ГУАМ было принято совсем недавно – в мае этого года, поэтому квартет еще не успел сформировать совместные полицейские силы.
Кроме того, главы МИД согласовали стратегический план совместных мероприятий "по расширению международной поддержки в вопросах мирного урегулирования затяжных конфликтов на территориях стран ГУАМ". Главная цель плана – добиться того, чтобы на нынешней сессии Генассамблеи ООН была принята резолюция по замороженным конфликтам. "Вопрос о конфликтах попал в повестку дня сессии, и логично, чтобы после его обсуждения появился некий документ, отражающий позицию международного сообщества на этот счет, - объяснил министр реинтеграции Молдавии Василий Шова. - Сейчас прилагаются огромные усилия, чтобы сдвинуть с места процесс урегулирования. Для этого и нужна международная поддержка".
Решения министерского саммита ГУАМ в Нью-Йорке - еще один шаг к тому, чтобы максимально снизить роль Москвы в переговорных процессах по урегулированию конфликтов на территории стран "четверки".
Москва предпочитает делать вид, что успехи ГУАМ ее не сильно тревожат
Комментируя включение в повестку 61-й сессии вопроса о замороженных конфликтах в бывшем СССР, МИД РФ заявил, что это вовсе не свидетельствует о большом интересе в ООН к этой проблематике, поскольку за это предложение проголосовали лишь 16 государств (против голосовали 15, еще 65 стран воздержались, а около сотни просто отсутствовали в зале - Прим.ред.).
Решения министерской встречи ГУАМ тоже не остались без ответа. На последние выпады прозападного квартета отреагировал глава минобороны России Сергей Иванов: "Грузия стремится использовать военный потенциал ГУАМ с целью замены российских миротворцев в Абхазии и Южной Осетии. Наличие дополнительных сил на территории Грузии позволяет ее руководству не отказывать себе в желании в любой момент поиграть мускулами, как это было недавно сделано в Кодорском ущелье, а также дает возможность использовать их как дополнительные козыри в противостоянии с Сухуми и Цхинвали".
Министр дал понять, что в Москве к этому готовы. "Россия, выступающая за урегулирование существующих конфликтов только политическими методами, найдет адекватные меры, чтобы не допустить развития ситуации по данному сценарию", - предостерег Иванов.
Молдавия предпочла воздержаться от антироссийской риторики
Между тем именно покровительство, которое Москва оказывает непризнанным республикам, и стало причиной агрессивной риторики стран ГУАМ. Молдавия и Грузия, столкнувшиеся с сепаратизмом, всерьез опасаются, что Россия сумеет обеспечить признание отколовшихся от них регионов. В Приднестровье уже прошел референдум, на котором 97% жителей высказались за независимость с последующим присоединением к России. На очереди Южная Осетия, в которой аналогичный плебисцит пройдет в ноябре.
Как признался источник "Коммерсанта" в молдавском руководстве, нынешнее наступление ГУАМ на позиции России можно считать упреждающим ударом. Дело в том, что в Кишиневе в последнее время боялись, что Москва начнет процедуру признания Приднестровья, опираясь на итоги инициированного ею референдума. "Стратегическая цель Москвы – изменить политический курс Молдавии, Украины, Грузии, - сказал источник в правительстве Молдавии. - Они хотят, чтобы эти страны координировали с Россией все свои внешнеполитические шаги. Кремль так обозначает свое влияние на постсоветском пространстве. Им нужно дирижировать дружным хором голосов постсоветских республик и заставить их разделять свою точку зрения. А замороженный конфликт – это фактор влияния".
Один из членов молдавской делегации в Нью-Йорке сообщил НИ, что в Кишиневе надеются на "адекватную реакцию" мирового сообщества, которое должно "выразить свое беспокойство нерешенностью этих конфликтов" и "отметить при этом, что негативную роль здесь играет Россия". Почему мировое сообщество должно это сделать, вчера рассказал молдавский министр иностранных дел и европейской интеграции Андрей Стратан. Впрочем, в отличие от своих грузинских коллег, он постарался избежать какой-либо антимосковской риторики.
Позицию молдавской стороны за несколько дней до начала сессии выразил и президент Владимир Воронин: "Целью наших усилий в ООН является не изменение существующего переговорного формата по урегулированию приднестровской проблемы. Не отказ от тех конструктивных предложений, которые в разное время вносились сопосредниками и наблюдателями переговорного процесса, получавших высокую оценку Республики Молдова, а правдивое информирование всего мирового сообщества о том, что происходит в зонах "замороженных" конфликтов".
Грузия: России противостоит группа стран, которая преодолела барьер - вето России
Однако Тбилиси настаивает именно на изменении формата переговоров и миротворческих операций в зонах конфликтов на своей территории. Об этом с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН заявил президент Саакашвили, который заметил также, что Тбилиси пытается избежать "любого политического хода, который направлен на дестабилизацию. Наша цель – мир и мирное решение конфликтов". Глава МИД Грузии Гела Бежуашвили выступил гораздо более резко: "Впервые России противостоит группа стран, которая преодолела барьер, вето России... Это означает, что в течение года мы, Украина, Азербайджан, Молдова и другие, будем ставить эти вопросы очень остро с трибуны ООН. Россию не ждут спокойные дни в ООН".
Как сказал НИ председатель комитета по внешним связям парламента Грузии Константин Габашвили, "то, что Грузия и другие страны, входящие в ГУАМ, впервые смогли настоять на рассмотрении вопроса о замороженных конфликтах на своих территориях на уровне ООН, является несомненной победой. Этот факт будет иметь большое политическое значение". Габашвили не разделяет мнения своих российских коллег о том, что вынесение темы нагорно-карабахского, грузино-абхазского, грузино-южноосетинского и приднестровского конфликтов на уровень ООН является политизацией этой проблемы. Напротив, он надеется на то, что они могут быть решены именно усилиями международного сообщества. "Россия, миротворческие контингенты которой за многие годы так и смогли добиться умиротворения ситуации и разрешения конфликтов в Абхазии и Южной Осетии, а напротив, тормозили развитие миротворческого процесса, должна, наконец, реалистично оценить ситуацию и принять участие в будущих международных миротворческих операциях".
Глава тбилисского Международного центра по конфликтам и переговорам Георгий Хуцишвили предпочел не впадать в излишний оптимизм. "Реальным результатом должна стать активизация миротворческого процесса, достижение конкретных соглашений и приближение к тому периоду, когда эти конфликты уже начнут разрушаться. Боюсь, что на фоне крайне обостренных взаимоотношений между Грузией и Россией добиться этого будет трудно. В условиях, когда все инициативы, направленные на разрядку ситуации, не проходят и, наоборот, процесс идет в сторону эскалации напряженности, рассчитывать на какое-то консолидированное, однозначное решение международного сообщества с тем, чтобы создать благоприятные условия для Грузии в восстановлении юрисдикции на этих территориях, нельзя", – заявил грузинский политолог.