Химическое оружие Сирии можно уничтожить всего за 9 месяцев, пришли к выводу аналитики
Химическое оружие Сирии можно уничтожить всего за 9 месяцев, пришли к выводу аналитики Ранее президент Сирии Башар Асад предполагал, что на уничтожение потребуется не меньше года
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Химическое оружие Сирии можно уничтожить всего за 9 месяцев, пришли к выводу аналитики
 
 
 
Ранее президент Сирии Башар Асад предполагал, что на уничтожение потребуется не меньше года
Global Look Press
 
 
 
А госсекретарь Джон Керри и глава МИД РФ Сергей Лавров хотя и заявляли о том, что намеченный срок окончания работы по ликвидации - середина 2014 года, однако давали понять, что это лишь гипотетическая дата
Global Look Press
 
 
 
Но сколько бы времени ни занял процесс ликвидации химоружия, Асад будет вынужден выполнить договоренности, ибо в противном случае он рискует разозлить Москву
Global Look Press

Сирийский арсенал нервно-паралитических газов можно уничтожить за меньший срок, чем считалось раньше. Американские и российские специалисты, проанализировав общий объем химического оружия, хранящегося у Дамаска, пришли к выводу, что для его ликвидации будет достаточно всего 9 месяцев, пишет американская газета The Washington Post.

Ранее президент Сирии Башар Асад предполагал, что на уничтожение потребуется не меньше года, а госсекретарь Джон Керри и глава МИД РФ Сергей Лавров хотя и заявляли о том, что намеченный срок окончания работы по ликвидации - середина 2014 года, однако давали понять, что это лишь гипотетическая дата.

По данным WP, новый прогноз был получен в результате сентябрьских переговоров в Женеве, когда Москва и Вашингтон сравнили разведданные по сирийскому химоружию, сообщает InoPressa.

- Сирия передала расшифровку тайного разговора как доказательство по химоружию
- Чуркин объяснил, в каком случае может применяться глава 7 Устава ООН
- Четыре сценария поведения Асада - ему надо предугадать, что сделают Путин и Обама
- Опрос NEWSru.com: Отношение к сирийскому конфликту

Аналитики оценили общий объем сирийского химоружия примерно в 1 тыс. метрических тонн. Причем лишь 300 тонн - это сернистый иприт, а большая часть - жидкие несмешанные химические прекурсоры нервно-паралитических отравляющих веществ. Дело в том, что процессы уничтожения коррозийных и опасных токсинов хорошо отработаны и не занимают так много времени, как требуется для нервно-паралитических газов. При этом, по оценке специалистов, если инспекторам ООН удастся ликвидировать хотя бы один из прекурсоров зарина или оборудование для его производства, это лишит Дамаск возможности использовать химоружие до его полного уничтожения.

Как отмечает WP, хотя и раньше американская и российская стороны придерживались схожего мнения о составе сирийского арсенала и способах его ликвидации, до недавних пор был непонятен объем химического оружия, имеющегося в распоряжении Дамаска.

Но сколько бы времени ни занял процесс ликвидации химоружия, Асад будет вынужден выполнить договоренности, ибо в противном случае он рискует разозлить Москву и поставить в неловкое положение президента Путина, который дал личные гарантии, что арсенал будет уничтожен, пишет газета.

Сирия передала расшифровку тайного разговора как доказательство по химоружию

Сирийские власти продолжают настаивать, что химатаки 19 марта в Алеппо и 21 августа под Дамаском провела оппозиция. Эту же позицию отстаивает Россия - как в минувшую среду в интервью газете The Washington Post заявил министр иностранных дел Сергей Лавров, у Москвы есть доказательства, что использованный в августе зарин был произведен кустарным способом. Этот факт может свидетельствовать, что газ применила оппозиция, а не власти. В начале сентября МИД РФ сообщил об установленном кустарном производстве газа, примененного в Алеппо.

Правительство Сирии, чтобы доказать причастность оппозиции к атакам, распространило среди международных организаций копию одного из документов. Дипломатический источник в Женеве передал газете "Коммерсант" эту расшифровку телефонного разговора двух полевых командиров оппозиции, в котором идет речь о химоружии. Звонок состоялся 13 августа.

Имя звонившего в ходе разговора не упоминается, его собеседника зовут Абу Абдо. В расшифровке звонящий предлагает Абу Абдо купить 30 минометных мин калибра 82 мм, поясняя, что они "русские, оригинальные, в ящиках". Затем Абу Абдо говорит, что недавно им предлагали заряды с газом, "но они уже ушли". Он не уточняет название газа, но говорит, что "нужен именно такой". Звонящий сообщает, что ему известно о той партии снарядов. Абу Абдо спрашивает: "А те, что у тебя, уже с газом?" Звонящий обещает уточнить.

Источник, передавший газете документ, затруднился ответить, состоялась ли в итоге эта сделка. Любопытно, что "Коммерсанту" удалось дозвониться на номер, с которого якобы говорил Абу Абдо. На это обращение действительно откликнулся человек, говоривший на сирийско-ливанском диалекте арабского языка. Он попросил прислать вопросы на e-mail, но так и не сообщил, на какой. А в западной прессе издание обнаружило сообщения о полевом командире ливанского происхождения Абу Абдо.

Чуркин объяснил, в каком случае может применяться глава 7 Устава ООН

В ближайшее время может быть принято решение, которого давно ждет международная общественность. Сегодня ночью постоянные члены Совбеза согласовали текст сирийской резолюции, а голосование по ней пройдет в 04:00 по московскому времени в субботу.

До этого в пятницу в полночь по московскому времени Исполнительный совет Организации по запрещению химоружия (ОЗХО) обсудит план уничтожения сирийского арсенала. Как сообщает РИА "Новости", ОЗХО потребует допустить своих экспертов на любые сирийские объекты, которые могут быть связаны с химическим оружием.

Что касается резолюции по ситуации в Сирии, ключевым вопросом по-прежнему остается возможное применение к Дамаску главы 7 Устава ООН, предусматривающей санкции и военное вмешательство в случае нарушений резолюций СБ. Как пояснил журналистам постпред России при всемирной организации Виталий Чуркин, эти меры можно будет применить только в случае реального использования Сирией химического оружия в будущем.

"Это ссылка на то, что потом, если будут нарушения в Сирии, тогда могут рассматриваться такие меры. Но очевидно, что речь не идет о сообщениях и домыслах, речь идет о реальных нарушениях, реальном использовании химического оружия", - цитирует РИА "Новости" слова Чуркина, сказанные им после консультаций в СБ ООН в четверг вечером.

По словам постпреда, Совбез рассматривает, действительно ли со стороны сирийских властей было нарушение, причем оно должно быть достаточно серьезное. Если использование химического оружия будет установлено, этот факт, по словам постпреда, также рассмотрит Совет Безопасности.