В Берлине открылась Международная конференция ОБСЕ по антисемитизму
AFP/DDP/File/Michael Urban
В Берлине открылась Международная конференция ОБСЕ по антисемитизму
 
 
 
В Берлине открылась Международная конференция ОБСЕ по антисемитизму
AFP/DDP/File/Michael Urban

Президент ФРГ Йоханнес Рау открыл в среду в Берлине двухдневную Международную конференцию ОБСЕ по антисемитизму. В своем выступлении Рау предостерег от "проявлений скрытого антисемитизма в ходе дебатов по ближневосточной проблематике". В то же время президент Германии указал на то, что в свободном демократическом обществе "критика поведения евреев также допустима, как и любого другого гражданина".

При этом Рау отметил, что претензии к евреям нередко исходят от людей, которые "имеют глубокие антисемитские предрассудки". По мнению главы ФРГ, "необходимо уметь переносить различные политические воззрения", тем более что, по мнению Йоханнеса Рау, друзья имеют право на то, что "им открыто говорят то, что думают по поводу их действий".

Президент Германии призвал к совместной борьбе против расизма и антисемитизма, подчеркнув, что "никто не имеет права закрывать глаза на проявления ненависти к иностранцам, расизма и антисемитизма".

При этом Рау считает, что недостаточно "просто заклеймить расизм или антисемитизм". По его мнению, важно, чтобы "мы вступили в открытую дискуссию по поводу расистских и антисемитских предрассудков, противопоставив им содержательные тезисы".

По поводу темы нынешней конференции в Берлине, которая названа "Повод к беспокойству", президент Германии заявил с озабоченностью, что "это плохо, что в 2004 году мы вынуждены проводить конференцию по такой теме".

В Международной конференции ОБСЕ по антисемитизму принимают участие делегации практически всех стран-членов этой организации, включая Россию. Для участия в ней на берега Шпрее съехалось около 600 политиков и общественных деятелей почти из всех 55 государств, сообщает РИА "Новости". Завершится берлинская Международная Конференция ОБСЕ по антисемитизму 29 апреля.

Глава МИД ФРГ подчеркнул ответственность Германии за борьбу против антисемитизма

Министр иностранных дел ФРГ Йошка Фишер подчеркнул "моральную" и "историческую" ответственность Германии за борьбу против антисемитизма.

"Ядром созданной в ФРГ демократии является защита достоинства человека", - отметил глава германского внешнеполитического ведомства, выступая в среду на проходящей в Берлине Международной конференции ОБСЕ по антисемитизму.

Фишер указал, что антисемитизм не является "проблемой кого-то другого", а "прямо" касается всех и в Германии, и в Европе. По мнению министра, все несут ответственность за то, чтобы "совместно бороться против антисемитизма в наших государствах".

Фишер подчеркнул, что эта ответственность лежит "не только на правительствах, но и на гражданских обществах". Министр отметил, что проявления антисемитизма следует рассматривать как "агрессивный вызов" основным морально-этическим ценностям современного демократического общества.

Генсек Всемирного Еврейского конгресса требует от Европы большей решительности в борьбе с антисемитизмом

"Европейцы считали, что явного антисемитизма у них больше быть не может, после опыта Второй мировой войны, последующей денацификации и с учетом развившегося в послевоенное время чувства вины, - заявил Израиль Зингер, генеральный секретарь Всемирного Еврейского конгресса (ВЕК) в интервью изданию Der Tagesspiegel (перевод на сайте InoPressa). Это была вина, которая распространилась не только на целые государства, но и на такие институты, как, например, церковь, родоначальницу старого классического антисемитизма".

"Церковь, как и германское правительство, предприняли самые значительные шаги, чтобы уберечь себя от антисемитизма, - говорит Зингер. - Но время лечит - в частности, чувство вины и воспоминания. Это самый важный момент - забывчивость. Поскольку преступники, жертвы и свидетели Холокоста умирают. Но предубеждения остаются".

"Европа - это меняющийся континент. Там появился новый фактор: присутствие мусульман, - продолжает Зингер. - Некоторые европейцы считают, что лучший путь решить эту проблему - это ее игнорировать или договариваться. В течение последних трех лет европейцы в том, что касается проблем Ближнего Востока, продемонстрировали недостаток чувствительности".

"Поскольку они воспринимают Шарона - иногда даже справедливо - как нечестного игрока, возникает побочный эффект, и евреи снова становятся мальчиками для битья. Как может такое быть, несмотря на осуждение антисемитского прошлого! Все потому, что от старых привычек трудно отказаться", - считает Генсек ВЕК.

"Так конфликт на Ближнем Востоке перекинулся на маленькие еврейские общины в Европе. Я должен возложить ответственность за это и на прессу. Поскольку она имеет тенденцию поддерживать неудачников. Европейские газеты более падки на сенсацию, чем американские. Есть такая шуточная поговорка, что антисемитизм заставляет ненавидеть евреев больше, чем это необходимо. И тот образ Израиля, какой представляют европейские средства массовой информации, более страшный, чем это необходимо", - уверен Зингер.

"В Израиле Шарон подвергается много большей критике, чем в Европе. Но там это не порождает антисемитизм. Вы не любите Шарона? Тогда поставьте его в затруднительное положение, но не делайте вид, будто весь еврейский народ поддерживает Шарона", - говорит Зингер.

"Антисемитизм в Европе существует. Вопрос заключается в том: а) достаточно ли серьезно положение, чтобы устраивать конференцию, б) достаточно ли серьезно положение, чтобы принимать законы против антисемитизма, в) достаточно ли серьезно положение, чтобы им обеспокоился континент, который безо всяких на то оснований уничтожил шесть миллионов евреев? Мой ответ на все эти вопросы: "Да".

"Если мы не будем вести диалог с мусульманами, как в послевоенное время с христианами, мы потерпим неудачу, не только мы, евреи, а весь западный цивилизованный мир. Разумеется, диалог с мусульманами не так прост, как с христианами или неверующими. Мусульмане не осовременились. У них не было реформации, напротив, они обращаются в прошлое, к насилию. С религией, проповедующий "Ислам или меч" или "Аллах Акбар", возникает проблема с диалогом. Никто не может быть правым во всем, это первый принцип диалога", - считает Зингер.

По его словам, такой диалог ведется и сейчас, однако без особого успеха "по очевидной причине: мусульмане, которые вступают с нами в диалог, не являются центральными фигурами. А серьезные мусульманские лидеры, которые готовы говорить с нами, подвергаются из-за этого опасности. Но конфликт с мусульманами - это только одна из многих причин, по которой евреи чувствуют себя в Европе неуютно, и это должно беспокоить европейцев. Даже если это ощущение евреев - всего лишь ощущение слишком чувствительного меньшинства".

"Если главный раввин Франции советует французским евреям ходить без кипы, если евреи начинают покупать квартиры в других странах, в Израиле или США, если они забирают своих детей из государственных школ, если они видят, как поджигают их синагоги и школы, тогда пора бить тревогу", - говорит Исаак Зингер.

В то же время Зингер также высказался против запрета на ношение хиджаба как религиозного символа. потому что, по его мнению, "тем самым меньшинство загоняется в гетто, которое порождает фанатиков. Люди не утрачивают свою религиозность, не становятся частью общества, а только от него изолируется. Тем самым создается два неравных сообщества, возникают граждане второго сорта, которые маргинализуются и потом берутся за оружие".