Сергей Андреев
Фото: Посольство Российской Федерации в Польше
Сергей Андреев МИД Польши вызвал российского посла Сергея Андреева для беседы из-за слов президента РФ Владимира Путина, назвавшего "сволочью и антисемитской свиньей" посла Польши в Германии в 1930-х годах Юзефа Липского, пообещавшего поставить памятник Гитлеру за высылку евреев в Африку
 
 
 
МИД Польши вызвал российского посла Сергея Андреева для беседы из-за слов президента РФ Владимира Путина, назвавшего "сволочью и антисемитской свиньей" посла Польши в Германии в 1930-х годах Юзефа Липского, пообещавшего поставить памятник Гитлеру за высылку евреев в Африку
Фото: Lukas Plewnia / commons.wikimedia.org

МИД Польши вызвал российского посла Сергея Андреева для беседы из-за слов президента РФ Владимира Путина, назвавшего "сволочью и антисемитской свиньей" посла Польши в Германии в 1930-х годах Юзефа Липского, пообещавшего поставить памятник Гитлеру за высылку евреев в Африку.

По итогам встречи Андреев рассказал, что у него состоялась "жесткая, но корректная" беседа с директором восточного департамента МИД Польши Яном Хофмоклем. По словам дипломата, обе стороны откровенно изложили свою позицию. "Мы никому не позволим читать нам нотации. Нам есть что сказать, и на тему исторической политики в том числе", - сказал российский посол, слова которого приводит РИА "Новости".

Заместитель министра иностранных дел Польши Марчин Пшидач сообщил агентству PAP, что в ходе беседы с российским послом от имени польских властей был высказан "решительный протест историческим инсинуациям, которые в последние дни неоднократно высказывались представителями высших органов власти РФ".

По словам Пшидача, эти заявления серьезно противоречат международным обязательствам России и являются "насмешкой над миллионами жертв сталинского тоталитаризма", от которого пострадал и русский народ. Такие попытки "обмануть историю являются лучшим доказательством того, что международные усилия, направленные на прямое осуждение не только нацизма, но и советского тоталитаризма, все еще очень необходимы", сказал Пшидач.

В МИДе добавили, что российские власти продолжают отрицать не только факт преступной агрессии в отношении Польши в 1939 году, но и оккупацию более половины ее территории. "В своих комментариях они пытаются уменьшить совместную ответственность Советского Союза за разрушение мира в Европе. СССР в 1939-1941 годах был союзником гитлеровской Германии", - заявили в министерстве.

Российский посол Сергей Андреев отметил, что из информации РАР "может сложиться впечатление, что заместитель министра Марчин Пшидач изложенные в сообщении заявления делал на нашей встрече". Однако, по словам Андреева, замглавы польского МИДа на ней не присутствовал, "и если он делал эти заявления, то за рамками моего визита в МИД Польши".

"Если бы что-то подобное звучало на моей беседе в МИД, то, естественно, на эти безосновательные и оскорбительные по отношению к моей стране и моему президенту утверждения был бы дан адекватный ответ", - сказал Андреев (цитата по ТАСС).

Напомним, резкая оценка Путина в адрес польского посла 30-х годов прозвучала 24 декабря на расширенной коллегии Министерства обороны РФ. Так президент прокомментировал дневниковую запись Юзефа Липского. Путин отметил, что именно такого сорта люди, которые вели переговоры с Гитлером, теперь сносят памятники воинам Красной армии, освободившим страны Европы от нацизма. "Это их последователи. В этом смысле, к сожалению, мало чего изменилось, и мы с вами должны это иметь в виду, в том числе и при строительстве наших Вооруженных сил", - сказал Путин военным.

Спикер Госдумы Вячеслав Володин вслед за Путиным возмутился планами поставить Гитлеру памятник в Варшаве и заявил, что властям Польши следовало был извиниться "за то, что происходило раньше, и за то, что все это время они пытались замолчать это, при этом перекладывая вину на других и обвиняя".

В Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Путину выразили "глубокую признательность" за "такой эмоциональный и праведный отклик на обнародование новых фактов касательно поддержки со стороны Польши политики Германии в 1930-40-е годы". Руководитель ФЕОР Александр Борода отметил, что Липский не просто восхищался идеями Гитлера, но "вдохновлял его на убийственные решения, поддерживал смертоносный план в его самом зачатке", и выразил надежду, что польский народ сделает правильные выводы из черных уроков истории.

В последнее время Путин несколько раз обращался к теме Польши и ее роли в начале Второй мировой войны: на своей большой пресс-конференции он заявил, что Польша поучаствовала в разделе Чехословакии, а советские войска вошли в Польшу только после того, как ее власти утратили контроль над вооруженными силами. На неформальном саммите глав стран СНГ президент РФ прочитал целую лекцию о событиях 80-летней давности, а также затронул эту тему на встречах с депутатами, сенаторами и бизнесменами.

Профессор НИУ ВШЭ, политолог Алексей Макаркин в своей колонке для РБК перечисляет три версии, почему Путин стал так часто обращаться к "польской" теме, при этом отмечая, что ни одно из этих объяснений не является достаточно убедительным. Первая версия: в сентябре Европарламент к 80-летию начала Второй мировой войны принял резолюцию об ответственности гитлеровской Германии и сталинского СССР за развязывание войны. Второе объяснение - резкие слова Путина стали ответом на отказ Польши пригласить его на памятные мероприятия, посвященные 80-летию начала войны.

Согласно третьей версии, российский президент перед январским визитом в Израиль решил "подыграть израильтянам, не беря на себя никаких обязательств". Российско-израильские отношения в последнее время осложнились из-за дела израильтянки Наамы Иссахар, осужденной в РФ на 7,5 года колонии по обвинению в хранении и контрабанде наркотиков. Считается, что ее рассчитывали обменять на российского хакера Алексея Буркова, но Израиль выдал его США.

Макаркин отмечает, что история в России традиционно использовалась для легитимации власти, а главный фактор легитимности, оставшийся с советских времен, - это Великая Отечественная война. "Очевидным продолжением темы легитимности является защита российской версии событий войны от критиков как вне страны, так и внутри нее. Причем российская версия истории то смягчается, когда надо добиваться глобального взаимопонимания с Западом, то ужесточается, когда ситуация напоминает холодную войну", - пишет политолог.

В конце своей колонки профессор отмечает, ссылаясь на результаты соцопросов, что военная тема становится все менее актуальной для россиян. Для новых поколений Победа становится событием из прошлого - "уважаемым, почитаемым, но не связанным с их жизнью". "Понятно, что бои за историю будут продолжаться и в их ходе будет и немало новых фильмов, и формальные и неформальные запреты, и противостояние с Западом, обвиняемым в переписывании истории", - заключил Макаркин.