В Нидерландах опубликовали выдержки из материалов допросов Александра Долматова - члена "Другой России", который 17 января скончался в депортационном центре в Нидерландах. Как оказалось, незадолго до смерти оппозиционер рассказал, что его неоднократно пытались завербовать российские спецслужбы. Адвокат россиянина полагает, что агенты могли найти его подзащитного даже за границей, также он не исключает, что интерес был и у местных спецслужб. Знакомые оппозиционера тем временем замечают, что у него и так были причины разочароваться в жизни.
ФСБ РФ предприняла несколько попыток завербовать Долматова, пишет издание NRC Handelsblad со ссылкой на материалы допросов россиянина миграционными властями Нидерландов. Первый раз спецслужба вышла на контакт с Долматовым в 2008 году через руководство "Тактического ракетного вооружения", где оппозиционер работал с 2004 года. Вторая попытка, по информации издания, была совершена в 2011 году - тогда спецслужба якобы предложила Долматову направиться за границу и там "изображать из себя предателя". От столь заманчивого предложения молодой человек отказался, но, по имеющимся данным, был "польщен".
Другие подробности предполагаемой вербовки Долматова издание не приводит. Напомним, что мать оппозиционера Людмила Доронина ранее высказывала предположение о том, что ее сына довели до самоубийства как раз голландские спецслужбы. С российских правоохранителей, регулярно задерживавших ее сына на митингах и устроивших "прессинг" после "Марша миллионов" 6 мая, женщина ответственности не снимала. Но в изменениях, произошедших с Долматовым - незадолго до смерти он начал вести себя странно, не выходил на связь, постоянно "спал" - Доронина обвиняет именно голландцев. Они-де пытались завербовать россиянина, имевшего доступ к гостайне, и пичкали его наркотиками.
Данных, подтверждающих это предположение женщины, пока не поступало. Между тем российские СМИ с матерью оппозиционера по данному вопросу не вполне согласны. Так, The New Times заявляет, что расследовать гибель россиянина нужно по 110 статье УК РФ ("Доведение до самоубийсва"), и предполагает, что "довели" Долматова все же отечественные спецслужбы.
"Попытка вербовки. Угрозы подкинуть г."
Издание публикует отрывки из личного дневника Долматова, обнаруженного его матерью после гибели сына. "Попытка вербовки. Личная интернет-инфор-мация. Угрозы подкинуть г. Звонок на предприятие и ЗП. Выход на работу. Обнаруж. изъятие сист. блока. Вызов в отд. режима. Треб. ЗП. Сообщили о св. на комп", - такую запись Долматов сделал в конце 2011 года.
"Запись очень в духе Саши, похожа на логическую задачку, - пояснил друг Долматова, в прошлом коллега по запрещенной НБП Дмитрий Нечаев. - Вначале перечислены акции, которые проводила "Другая Россия" и в которых принимал участие Саша, затем - по пунктам даты, когда с ним "беседовали". В первом пункте, как я понимаю, написано - "человек из центра Э на прогулке". Во втором - "разговор с начальником". В третьем - указана фамилия человека, который с ним говорил, но ее пока лучше не светить… Угрожали подкинуть ему, видимо, наркотики, может быть, героин - он помечает это одной буквой "г"."
"ЗП" - это загранпаспорт, поясняет бывший нацбол: "Так как предприятие, на котором работал Саша, режимное, то его загранпаспорт хранился на работе и выдавался ему в случае необходимости. После очередной поездки за границу он решил его не возвращать, по этому поводу у него начались проблемы на работе. Видимо, как раз про это он и пишет. О том, что у него изъяли системный блок на рабочем компьютере, он нам ничего не говорил, про попытки вербовки - тоже".
Перед смертью "потерял интерес" к ФСБ
Возможно, Долматова пугал интерес ФСБ к своей персоне и он опасался, что по возвращении на Родину у него могут начаться проблемы с законом, что и подтолкнуло его к суициду. Меж тем каких-либо свидетельств того, что спецслужба непосредственно "прессовала" его в Нидерландах, незадолго до гибели, нет. Если не считать некоторых показаний местного адвоката Долматова и ряда других лиц, с которыми россиянин общался после обращение к властям Нидерландов о предоставлении убежища. Напомним, адвокат Марк Вингарден ранее подтверждал, что его клиент незадолго до гибели сильно изменился: отстранился от процесса подготовки апелляции на отказ в предоставлении гражданства, отказался говорить о ФСБ, затем и вовсе перестал выходить на связь.
"Это случилось 15 ноября. Он сказал, что больше не хочет говорить об агентах ФСБ и вообще о русских спецслужбах. Свою новую позицию он объяснил "более глубоким пониманием ситуации"... Я спросил его, что случилось, не выходил ли на него кто-либо, может быть, кто-нибудь ему угрожал. Он отнекивался и при этом прятал глаза, избегал зрительного контакта", - рассказал Винегарден The New Times.
Адвокат не исключает, что в Нидерландах Долматова могли найти агенты ФСБ: "У меня есть такое подозрение, но он сам его ни разу не подтвердил".. На аналогичный вопрос о голландских спецслужбах адвокат сообщил, что предупреждал своего клиента, что они им могут заинтересоваться: "Я ему сказал, чтобы он не верил их историям и ему следует тут же связаться со мной".
Но как бы то ни было, на данный момент нельзя говорить о том, что к гибели Долматова кто-либо конкретный может иметь непосредственное отношение. Друзья оппозиционера, которых он приобрел после бегства в Нидерланды, полагают, что и без спецслужб у россиянина были причины потерять смысл жизни. "У него были иллюзии, что по такому громкому делу, как "процесс 6 мая", ему быстро дадут убежище. Что здесь Европа, демократия, свобода, - рассказал "Коммерсанту" антифашист Денис Солопов, получивший убежище, у которого Долматов прожил несколько первых дней. - Я ему объяснял, что он еще хлебнет тут хорошего, говорил, не обольщайся. Он кивал, но я видел, что он не верит".
"Для персонала (лагеря беженцев в Асмтердаме, где Долматов прожил несколько месяцев до того, как по ошибке попасть в депортационый центр под Роттердамом - прим. NEWSru.com), по сути, являемся не людьми, а животными, которым лишь нужен должный уход, - согласен другой россиянин, уехавший из страны.- У тебя есть право на еду, передвижения и медицинскую помощь, но нет права хоть чуть отстаивать собственное достоинство… Когда мне говорили, что адвокат - твой враг, я поначалу искренне настаивал на том, что такое невозможно: Нидерланды - правовая страна и существует профессиональная адвокатская этика. Было очень тяжело психологически осознать, что это не так".
"Жить в России лучше, чем где бы то ни было", - говорится в предсмертной записке Долматова. Впрочем, и на ее счет у близких оппозиционера тоже есть сомнения. Мать россиянина говорила: "В записке много явно надиктовано. То ли он давал понять нам, что это он пишет либо под контролем - без запятых, Россия через "а". Все, кто знает, говорят, непохоже".