Израильский политический Олимп продолжают сотрясать неожиданные рокировки. Новая центристская партия "Кадима" израильского премьера Ариэля Шарона может пополнится старейшим деятелем и бывшим лидером основного ее политического соперника Шимоном Пересом. После отстранения от руководства в "Аводе" Пересу сделали предложение, от которого он едва ли сможет отказаться.
Лауреат Нобелевской премии за мир, сейчас 80-летний Шимон Перес готовится к перелету на другой политический берег. Говорят, что это вопрос почти решенный: пара встреч с уже перелетевшим из "Аводы" в "Кадиму" депутатом Хаимом Рамоном - и Переса как будто бы удалось уговорить. В обмен, естественно, на престижное кресло: ООН, президента Израиля, важный министерский портфель. "Нет никаких личных соображений, главное - интересы страны", - говорит он.
В случае победы на выборах Шарон не гарантирует Пересу место в кнессете, однако готов предложить ему министерский портфель "специального посланника по делам мира". Ожидается, что Перес объявит о своем решении в ближайшую среду. Между тем израильские политики, видевшие Переса в минувшие выходные после встречи с переговорщиками Шарона, уверены, что он уже принял решение о вступлении в "Кадиму", пишет Ha’aretz.
Кроме министерского портфеля Перес сможет рассчитывать на поддержку Шарона, если выставит свою кандидатуру на пост президента Израиля в 2006 году. Окончательное решение Шимон Перес примет после возвращения из Барселоны, куда он отправляется 28 ноября на конференцию, посвященную 10-летней годовщине сотрудничества ЕС и странами Средиземноморья.
Подобная весть вызвала возмущение у нового руководства "Аводы". Там уверены, что Перес даст положительный ответ и последует примеру другого "перебежчика" - депутата кнессета Хаима Рамона, объявившего о вступлении в "Кадиму" 23 ноября. Источники в "Аводе" указывают, что намерение Переса обусловлено его сугубо личными амбициями, и напоминают, что накануне внутренних выборов в "Аводе" (которые Перес проиграл) все претенденты на пост председателя обещали признать результаты свободного волеизъявления членов партии и не покидать ее ряды в случае поражения.
В свою очередь, новоизбранный председатель "Аводы" Амир Перец предложил Пересу пост президента партии, почетное 120 место в предвыборном списке и министерский портфель в случае победы на парламентских выборах, пишет ИА "Курсор".
Как отмечает итальянская газета Corriere della Serra, у Переса нет иного выбора, как присоединиться к Шарону. Он не смог противостоять Амиру Перецу, новому лидеру "Аводы", который вытеснил его из партии. У Переса богатая политическая биография: бесконечная череда министерств - обороны, иностранных дел, финансов, информации, транспорта. "Ястреб" в 70-е, "голубь" в 90-е, перелетная птица в 2005-м.
"На самом деле он, вероятно, никому не нужен, - отмечает Дани Рубинштейн, израильский политический обозреватель газеты Ha'aretz. - От Переца - лишь предложения почетных должностей. Шарон опасается, что Перес уже стал бесполезным грузом". Вопрос решится в ближайшие дни: другой посланник премьера, Ури Шани, утверждает, что все будут ценными участниками новой кампании Шарона, и даже старого Переса, который получил неизвестное количество голосов, лучше иметь в союзниках, пишет Corriere della Serra (перевод статьи публикует Inopressa.ru).
Сейчас "Кадима" пытается заполучить союзников в традиционно слабо представленных на израильской политической арене кругах: обхаживает лобби русских евреев и ведет переговоры с арабскими израильтянами. С 6 министрами и 17 депутатами, вышедшими из "Ликуд" и из коалиции левых, она уже третья партия в кнессете.
Если голосование пройдет сегодня, то, согласно опросам, она получит большинство в 32-34 голоса, против 28 у "Аводы" и 12-13 у тех, кто остался от правых. "Переходный" премьер Арик реализует свою давнюю мечту - сменить форму правительства, превратить Израиль в маленькую Америку. "Шарон, - говорит его преданный соратник Меир Шитрит, - введет прямое избрание премьера. Это самое важное, что может сделать новая партия".
И это будет не первая попытка: уже в 1992 году они пытались это сделать, но потом вновь вернулись к старой системе, с партиями, которые выдвигают кандидатов, которых выбирают избиратели, и правительством, которое формирует лидер самой удачливой партии. Шарон же хочет, чтобы премьера избирал напрямую народ и кнессет на региональной основе. "Мы всегда ищем лекарство для лечения слабых правительств, - комментирует Менахем Мегидор, специалист по праву из Иерусалимского университета. - Но проблема заключается не в том, как голосовать за премьера: премьеру надо дать необходимые полномочия для руководства". Юристы не считают эту задачу простой. "Американская или английская система не будет функционировать в Израиле, - говорит политолог Галл Нор. - У нас всегда будет семь или восемь маленьких партий. После выборов в марте крупные коалиции одна за другой развалятся. И Шарону придется заниматься тем, что он больше всего ненавидит, тем, что ему пришлось делать в "Ликуд", - посреднической деятельностью".