Группа российских военных кораблей во главе с тяжелым авианесущим крейсером Северного флота "Адмирал Кузнецов" весной 2012 года встанет на рейд в сирийском порту Тартус. По словам военных, поход российской авианесущей группы в Сирию не связан с военно-политической ситуацией в этой стране. Однако, по мнению экспертов, главной задачей российской эскадры будет охрана побережья Сирии и недопущение военного конфликта с участием западных государств, пишет газета "Известия".
О том, что ситуация в регионе обостряется, свидетельствуют действия Вашингтона, перебросившего из района Персидского залива к берегам Сирии новейший многоцелевой ударный атомный авианосец ВМС George H.W.Bush, два ракетных крейсера и два ракетных эсминца, а также беспрецедентное решение Лиги арабских государств ввести санкции в отношении Дамаска.
На прошлой неделе арабские СМИ сообщали, что три корабля российских ВМФ якобы были замечены вблизи Тартуса. Официально в Минобороны РФ эту информацию до сих пор не прокомментировали, однако бывший командующий Средиземноморской 5-й оперативной эскадры, бывший начальник Главного штаба ВМФ адмирал Валентин Селиванов опроверг "Свободной прессе" эти сведения. Селиванов отметил, что на российскую плавбазу в Сирии на месяц действительно заходил сторожевой корабль Черноморского флота "Сметливый", но он уже вернулся в Севастополь.
Военные утверждают, что предстоящий поход российский кораблей никак не связан с событиями в Сирии и был запланирован еще год назад. Как сообщает газета "Вечерний Мурманск", в конце прошлой недели экипажи единственного в составе ВМФ РФ авианосца "Адмирал Кузнецов" и большого противолодочного корабля "Адмирал Чабаненко" завершили подготовку к дальнему походу, выполнив комплекс упражнений на полигонах боевой подготовки в Баренцевом море.
В частности, в ходе учений отрабатывались совместное маневрирование кораблей, действия по поиску, слежению и условному уничтожению подводной лодки, отражение атак средств воздушного нападения. "Адмирал Кузнецов" принял на борт авиагруппу в составе палубных истребителей Су-33, штурмовиков Су-25 УТГ и противолодочных вертолетов Ка-27.
О важности предстоящего похода к берегам Сирии говорит тот факт, что проверять готовность авианесущей группы к "выполнению задач в дальней морской зоне Мирового океана" прибыл главнокомандующий ВМФ адмирал Владимир Высоцкий, пишет ИА "Оружие России".
В поход корабли выйдут в декабре
В дальний поход корабли Северного флота выйдут уже в первых числах декабря. Авианесущая группа обогнет Европейский континент с запада и через Гибралтарский пролив войдет в Средиземное море. Пройдя через Босфор и Дарданеллы, к кораблям присоединится черноморский сторожевик "Ладный". На "Адмирале Кузнецове" будут находиться восемь корабельных истребителей Су-33, несколько новых МиГ-29К и два противолодочных вертолета Ка-27.
На вооружении авианосца также будут 12 пусковых установок противокорабельных ракет "Гранит", шестиствольный зенитно-ракетный комплекс "Кинжал", восемь противовоздушных установок "Кортик", шесть шестиствольных 30-мм артиллерийских установок АК-630М, две реактивные установки РБУ-12000 "Удав".
Как пишут "Известия", "Адмирал Кузнецов" ранее выполнил четыре дальних похода в Средиземное море и Северо-Восточную Атлантику. В Тартусе авианосец был дважды - в 1995 и 2007 годах.
Тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.5 "Адмирал Кузнецов" является единственным в составе ВМФ России в своем классе. Предназначен для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от атак вероятного противника.
Российские военные просят не связывать поход с событиями в Сирии
Военные комментируют передислокацию кораблей весьма уклончиво. Так, бывший начальник Главного штаба ВМФ Виктор Кравченко заявил "Известиям", что "нахождение любой военной силы, кроме натовской, очень полезно для этого региона, поскольку не позволит допустить развязывания вооруженного конфликта".
Адмирал напомнил, что база в Тартусе создавалась для ремонта и обеспечения 5-й оперативной Средиземноморской эскадры ВМФ, призванной сдерживать военные силы Запада в Средиземном море. Как отметил Кравченко, о возможном военном столкновении никто не говорит, так как "силы российских кораблей будут несоизмеримы с боевыми возможностями 6-го оперативного флота ВМС США в Средиземном море".
Представитель Главного штаба ВМФ заверил газету, что заход российских кораблей в Тартус не надо рассматривать как жест на конфликт в Сирии, так как поход был запланирован еще в 2010 году.
Напомним, массовые волнения в Сирии продолжаются уже в течение восьми месяцев - оппозиция требует отставки президента страны Башара Асада. Власти до сих пор жестко подавляли акции протеста, что стало поводом для резкой критики со стороны западных стран. По данным ООН, число жертв беспорядков в Сирии превысило 3,5 тыс. человек. Правительство заверяет, что эти цифры преувеличены и погибших намного меньше.
Накануне министры иностранных дел государств - членов ЛАГ на заседании в Каире приняли решение ввести санкции против Сирии. Пакет мер предусматривает прекращение операций с сирийским Центробанком и замораживание активов, приостановку коммерческих рейсов, а также запрет на въезд в страны ЛАГ для ряда правительственных чиновников (список пока не сформирован).
Ранее ЛАГ приняла решение временно отстранить Сирию от членства в организации. В минувшую следу Лига потребовала от Дамаска немедленно разрешить наблюдателям приехать в Сирию и беспрепятственно там работать, однако Асад ответил отказом.
Россия настаивает на невмешательстве Запада во внутренние дела Сирии. Как считает обозреватель "Российской газеты" Евгений Шестаков, решение ЛАГ о санкциях в отношении Сирии - прежде всего, послание в адрес России и Китая, заблокировавших в Совете безопасности ООН резолюцию, которая могла бы дать старт военной операции против Дамаска. Как считает автор статьи, ситуация в Сирии является проверкой России на прочность, которая не должна "сдавать" Дамаск.
Как отмечает обозреватель, США и их союзники не ждут от Москвы активной поддержки Сирии, но, возможно, России пришло время сделать выбор: "продолжать наблюдать, как западная коалиция планомерно расправляется с международным правом, или помочь государству, которое мы неоднократно называли стратегическим союзником".