Генеральный прокурор Джон Эшкрофт уже собирался заявить о самой крупной юридической победе американского правительства за все время войны с терроризмом, но события, произошедшие на прошлой неделе в суде города Александрия, штат Вирджиния, помешали осуществиться тщательно продуманным планам.
Как пишет сегодня Newsweek помощники Эшкрофта, предполагая, что Закариас Муссауи признает себя виновным в соучастии в заговоре, целью которого было нанесение ударов по Всемирному торговому центру и Пентагону, старательно работали над текстом торжественного заявления. По замыслу генеральный прокурор должен был прервать вечеринку, посвященную открытию нового зала заседаний министерства юстиции, и сделать заявление перед телекамерами как раз в тот момент, когда начнется программа новостей.
Но непредсказуемый Муссауи испортил праздник. Когда судья Леони Бринкема спросила, признается ли он в соучастии в заговоре, подсудимый неожиданно отказался от своих прежних заявлений, напоминает газета в статье, перевод которой публикует Inopressa.ru. Муссауи сказал, что не может сделать такое признание, потому что в этом случае он нарушит "обещание, данное моему создателю, Аллаху".
Следующее заседание состоится 30 сентября. Представители министерства юстиции выразили уверенность в том, что это не изменит конечный результат. "Наши ребята готовы", - сказал один из них. Однако в частных разговорах некоторые юристы, знакомые со следственными материалами, - в том числе сотрудники правоохранительных органов - не так уверены в этом.
На прошлой неделе Бринкема была готов согласиться с аргументами, переданными в суд адвокатами Муссауи, которые заявили, что для вынесения обвинительного приговора недостаточно доказать, что подсудимый был членом Аль-Каиды и хотел нанести ущерб американцам.
Удастся ли правительству доказать виновность Муссауи? Источники, знакомые с содержанием десятков тысяч секретных документов ФБР, подшитых к этому делу, сказали Newsweek, что нет никаких доказательств того, что Муссауи когда-либо общался с участниками трагедии 11 сентября. В некоторых документах сотрудники выражают сомнение в том, что Муссауи действительно является "двадцатым террористом", как предположили сотрудники министерства юстиции. "Это дело вызывает много сомнений", - заявил один высокопоставленный представитель правоохранительных органов.
В то же время представители юстиции отмечают, что Муссауи открыто заявил о своей верности "Аль-Каиде". У прокуроров есть огромное количество косвенных доказательств. В частности Муссауи получил 14 000 от Рамзи бен Аль-Шибха, бывшего сотрудника Аль-Каиды, который в августе прошлого года проживал в одной комнате с главарем террористов Мохамедом Аттой. Деньги пришли на счет за несколько недель до того, как Муссауи был арестован в связи с сообщением инструкторов его летной школы. Они тогда заявили, что он проявлял подозрительный интерес к тому, чтобы научиться управлять большими авиалайнерами.
Вместе с тем адвокаты Массауи при поддержке команды из 50 с лишним помощников, подготовили косвенный контраргумент: в то время, как остальные террористы постоянно встречались друг с другом, Муссауи не принимал участие в их собраниях.
Правда, отмечает газета, есть одна серьезная проблема: Муссауи убежден, что адвокаты хотят его убить. Он отказывается говорить с ними и хочет защищаться сам.
До сих пор Бринкема давала ему возможность попробовать. Некоторые юристы считают, что если судья не изменит свое решение, то самой сильной картой в руках правительства окажется его правовая некомпетентность, а не собранные доказательства.