В Катаре стремительно близится к завершению суд над российскими разведчиками, обвиняемыми в убийстве Зелимхана Яндарбиева, однако уже в ближайшее время в связи с катарским делом может начаться еще один процесс.
По данным "Коммерсанта", адвокаты, представляющие интересы российских разведчиков, рассматривают возможность возбуждения в России уголовного дела против катарских офицеров, которые допрашивали и пытали обвиняемых в убийстве Зелимхана Яндарбиева.
Замглавы МИДа доказал депутатам непричастность россиян к убийству Яндарбиева
В адвокатском бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" поясняют, что в соответствии с Нью-Йоркской конвенцией против пыток 1984 года проходящие по катарскому делу сотрудники российских спецслужб вправе подать иск против пытавшего их полковника Дауи - опознанного ими свидетеля, офицера сил безопасности Катара.
Дело может быть возбуждено или по месту совершения преступления (то есть в Катаре), или по месту жительства потерпевших. В случае, если катарский суд откажется рассматривать этот эпизод, адвокаты посоветуют своим подзащитным передать через них заявление о возбуждении уголовного дела в российскую прокуратуру. Адвокаты будут ходатайствовать перед российской прокуратурой о выдаче международного следственного поручения, в соответствии с которым полковник Дауи будет задержан и допрошен в аэропорту любой страны, подписавшей Нью-Йоркскую конвенцию. Впрочем, по данным газеты, пока окончательное решение не принято, так как адвокаты сохраняют надежду поднять этот эпизод уже в катарском суде.
Параллельно с судебным процессом посольство РФ в Дохе направляло в МИД Катара несколько дипломатических нот, которые защита собирается приобщить к материалам дела. Содержание этих нот до приобщения их к материалам адвокат Дмитрий Афанасьев комментировать отказался. Однако, по словам защитника, "МИД России наделен всеми необходимыми юридическими аргументами, которые можно использовать в ходе переговоров. Это очень существенный аспект, который остается за кадром уголовного процесса. Работа была проделана, особенно на ранних стадиях, и, насколько мне известно, Россия уже воспользовалась некоторыми советами адвокатов при ведении переговоров. Я надеюсь, что все это даст результаты".
Скорый катарский суд
По катарскому уголовно-процессуальному кодексу единоличное право определять процедуру слушаний принадлежит судье. Поэтому председательствующий на процессе Ибрагим Салех ан-Нисф, поначалу хотевший проводить заседания раз в неделю, передумал и сделал слушания ежедневными. Объяснялось это тем, что суду надо подстроиться под рабочий график некоторых свидетелей.
"Такие бытовые аргументы постоянно приводятся, чтобы оправдать, почему вдруг суд решил заседать каждый день. Мы предполагаем, что на самом деле суд резко ускорил процесс в связи с тем, что защита стала пытаться ломать позиции обвинения и даже переходить в контратаку, например, в части заявления встречных обвинений о пытках", - считает адвокат россиян Дмитрий Афанасьев.
Ко вчерашнему дню в суде выступили уже 10 (из 13) свидетелей обвинения. В основном, по словам защиты, это полицейские, "которым сказать особо нечего, вот они и повторяют одно и то же" - все это уже содержится в материалах дела, и никаких неожиданностей допросы свидетелей не принесли. На сегодня адвокаты запланировали итоговую пресс-конференцию, на которой, скорее всего, будут озвучены некоторые детали допросов.
Полковник катарских спецслужб, пытавший россиян, дал против них показания
26 апреля в суде в качестве свидетеля выступил сотрудник катарских спецслужб, который, по утверждению россиян, участвовал в их пытках. "25 апреля суд слушал первого свидетеля обвинения - руководителя службы государственной безопасности Катара. Затем суд начал слушать второго свидетеля обвинения - полковника Дауи, который возглавлял оперативно-следственную группу по делу, - сказал адвокат. - Когда Дауи появился в зале суда, наши подзащитные попросили слова и заявили, что опознали в лице полковника Дауи участника пыток, которым они подвергались".
"В частности, - отметил Дмитрий Афанасьев, - по словам подзащитных, полковник Дауи бил их по голове и участвовал в спускании на них специально натренированных собак в первые дни после захвата наших подзащитных катарскими властями".
По его словам, "когда 25 апреля один из подзащитных начал делать заявление в суде по поводу участия Дауи в пытках, судья оборвал его и сказал, что это заявление следует сделать на следующий день, когда полковник закончит давать свидетельские показания".
"Однако 26 апреля при повторной попытке сделать заявление судья сказал, что о пытках следует заявить в конце судебного процесса, когда подсудимым будет предоставлено слово", - отметил Дмитрий Афанасьев.
Замглавы МИДа доказал депутатам непричастность россиян к убийству Яндарбиева
Заместитель министра иностранных дел РФ Александров Салтанов в четверг встретился с депутатами Госдумы и представил им убедительные доказательства, подтверждающие непричастность арестованных в Катаре российских граждан к убийству бывшего президента Чечни Зелимхана Яндарбиева.
Заместитель председателя Госдумы Сергей Бабурин сообщил ИТАР-ТАСС после встречи, что дипломат "привел неопровержимые факты, что российские граждане не имеют никакого отношения к этому убийству". "Нет никаких доказательств их причастности к делу, и это было официально заявлено нам сегодня, - сказал Бабурин. - Я не могу пересказывать секретные данные, но с удовлетворением воспринял информацию Александра Салтанова".
Теперь Бабурин уверен, что невиновные россияне должны быть незамедлительно освобождены и вернуться к своей работе, сказал вице-спикер и добавил, что "это обвинение носит политическую подоплеку и направлено против крепнущих российских позиций".
Встреча Салтанова с депутатами проходила в закрытом режиме.