Американский марсоход Curiosity в своей работе использует достижения российских ученых
NASA
Американский марсоход Curiosity в своей работе использует достижения российских ученых В Curiosity используется плутоний-238. Это прекрасное топливо для работы: оно очень радиоактивно, дает большое количество тепла
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Американский марсоход Curiosity в своей работе использует достижения российских ученых
NASA
 
 
 
В Curiosity используется плутоний-238. Это прекрасное топливо для работы: оно очень радиоактивно, дает большое количество тепла
NASA
 
 
 
Плутониевого генератора Curiosity, как ожидается, хватит лет на 20-35
NASA

Несмотря на провал дорогостоящего марсианского проекта "Фобос-Грунт", специалисты из России все же имеют повод похвалить себя за успехи в освоении Красной планеты. Ведь американский марсоход Curiosity в своей работе использует достижения российских ученых. Точнее, советских ученых - ровер, оказывается, ездит на плутонии времен Холодной войны, пишет The Age (свою статью автор озаглавил "Маленький грязный секрет Curiosity").

"С задней стороны аппарата есть небольшая белая штука, которая выглядит симпатично, почти как хвостик, - отмечает автор статьи, американский научный обозреватель Джефф Брюмфиэль. - В Curiosity используется плутоний-238. Это прекрасное топливо для работы: оно очень радиоактивно, дает большое количество тепла".

Плутоний-238 распадается и греет марсоход примерно с такой мощностью, как двухкиловаттный электрочайник, отметил старший научный сотрудник ГАИШ МГУ, специалист по звездной динамике Владимир Сурдин, отвечая на вопрос издания "Постнаука". "На все его моторы, все приборы хватит с лихвой. А еще - чтобы не дать ему замерзнуть, ведь на Марсе по ночам холодно и многие системы марсохода требуют довольно стабильной температуры, особенно научные приборы. Вот этот генератор еще и тепло им будет давать в ночное время", - замечает эксперт.

Плутониевого генератора Curiosity, как ожидается, хватит лет на 20-35. Радиоактивный элемент постепенно теряет мощность, но период полураспада у него 88 лет, так что, если все хорошо пойдет, несколько десятков лет марсоход сможет проработать, добавил ученый.

NASA и оружие Холодной войны

Плутоний-238 трудно получить - он не существует в природе, и только две страны в мире обладают серьезными его запасами, в свою очередь подчеркивает в статье Джефф Брюмфиэль, которого цитирует Inopressa. Плутоний-238 использовался для получения изотопа 239, который применяется в ядерных зарядах. В 1960-х годах США и СССР охотились за плутонием-239. Они строили секретные реакторы для обогащения урана. Использовать плутоний-238 для космических кораблей догадались позже, пишет автор.

Причина того, что на марсоходе NASA используется плутоний советского производства, проста - США прекратили производить его еще в конце 1980-х годов, когда стало ясно, что обе стороны накопили достаточное количество боеголовок, чтобы уничтожить цивилизацию. Сначала американские специалисты использовали в своих космических проектах плутоний из собственных ядерных могильников. Однако вскоре они иссякли. Тогда NASA обратилось к России. Первая партия с российской установки пришла в 1990-х годах, и с тех пор американцы получили от 30 до 40 килограммов плутония, отмечается в статье.

Что еще есть нашего на Марсе

Отметим, что плутониевый генератор - не единственный российский прибор, установленный на марсоходе. Недавно Curiosity успешно протестировал детектор ДАН ("Динамическое альбедо нейтронов"). Прибор разработан в Институте космических исследований РАН под руководством завлабораторией космической гамма-спектроскопии института Игоря Митрофанова.

Он представляет собой нейтронный "щуп": генератор прибора облучает поверхность планеты нейтронами высоких энергий и по свойству потока вторичных нейтронов определяет содержание водорода, а значит воды, а также гидратированных минералов. Зоны с большим количеством этих веществ представляют наибольший интерес для поиска следов жизни.

К тому же на ракете Atlas, которая запустила ровер к Марсу, стоят российские двигатели - на первой и второй ступенях. "Мощные, хорошие. Есть у нас достойные отрасли в технике, которые американцы покупают и используют без зазору", - отмечает Владимир Сурдин.