Главным препятствием к окончательному согласованию российско-американского договора по СНВ, похоже, остается проблема ПРО. Это единственный серьезный вопрос, который так и не удалось согласовать в ходе плодотворных январских консультаций, указывают российские эксперты. Москва изначально настаивала на необходимости увязать в тексте договора стратегические наступательные вооружения с оборонительными и теперь хочет "дожать США".
Российско-американские переговоры по СНВ возобновляются 1 февраля в Женеве. Об этом в последние дни января заявили дипломатические ведомства двух стран, а президент США Барак Обама позвонил российскому коллеге Дмитрию Медведеву, после чего пресс-служба Кремля сообщила, что два лидера "условились дать указание своим делегациям завершить техническую доработку документа в ближайшее время".
В среду в своем послании о положении в стране Обама заверил в этом и американский конгресс, уточнив, что "США и Россия завершают переговоры по договору СНВ, рассчитанному на два ближайших десятилетия". А Медведев 24 января заявил, что новый договор "согласован на 95%".
- В ответ на американскую ПРО Путин пообещал развивать наступательные вооружения
- Опасения насчет ПРО беспочвенны, уверяют в Вашингтоне
Как указывает "Коммерсант", косвенным подтверждением того, что окончательному согласованию документа мешает ПРО, стали недавние слова Медведева о том, что тема противоракет на предстоящих переговорах по СНВ будет поднята обязательно, "потому что это лукавство - говорить по стратегическим ядерным силам без ПРО".
По мнению замдиректора Института США и Канады РАН Павла Золотарева, в оставшиеся несогласованными 5% договора входят положения по контролю, связанные с российскими мобильными ракетными комплексами и взаимным обменом телеметрическими данными, пишет "Время новостей". Эксперт также связывает это с проблемой ПРО.
Если американские противоракеты все же будут размещены в одной из стран Восточной Европы (США решение на этот счет не отменили, а отложили), то России очень понадобится информация по ним: "А вдруг эти противоракеты по своим характеристикам могут быть использованы как наступательное оружие?". Поэтому, по словам эксперта, Россия вполне может предложить свою телеметрическую информацию в обмен на информацию с американских противоракет.
Золотарев заметил, что с российской стороны на переговорах просматривается психологический настрой "дожать американцев", тогда как перед Обамой стоит сложнейшая задача провести новый договор через Конгресс США. После того, как 20 января демократы утратили квалифицированное большинство в сенате, "любую уступку России оппоненты Обамы, его партии и администрации используют для того, чтобы торпедировать или максимально затянуть ратификацию нового договора".
В то же время, как напоминает "Коммерсант", глава МИДа России Сергей Лавров после переговоров в Лондоне с американским госсекретарем Хиллари Клинтон впервые за последние месяцы дал понять, что Москва готова поддержать санкции против Тегерана в ООН. Не исключено, что ужесточение позиции РФ по Ирану может быть связано с очередными подвижками в переговорах по СНВ, например, в вопросе о ПРО.
В любом случае, судя по тональности общения дипломатов и президентов, дело идет к финалу. По словам собеседников издания в Москве, подписать договор стороны теперь надеются не позднее 12 апреля, когда в Вашингтоне откроется саммит по ядерной безопасности.