Американский гражданский управляющий в Ираке Пол Бремер не покинул Багдад сломя голову, как 30 лет назад это сделал последний американский посол во Вьетнаме. Его уход явно был частью продуманного сценария, в организации которого, скорее всего, участвовали предвыборные советники Буша, пишет Berliner Zeitung (перевод на сайте Inopressa.ru).
По официальной версии, Бремер передал власть временному иракскому правительству под руководством Аяда Алауи за два дня до запланированного срока по соображениям безопасности. Однако сюрприз был предназначен не только для исламских террористов, но и для участников саммита НАТО в Стамбуле.
План американцев удался. Террористы не смогли провести запланированные на момент передачи власти теракты, а европейцы на заседании НАТО не могут больше поворачиваться спиной к Ираку. До сих пор ходатайства Буша о помощи они отвергали, ссылаясь на то, что это не входит в их компетенцию, пока такое ходатайство не поступило от суверенного иракского правительства. То же самое едва не произошло и в Стамбуле. Но теперь это в их компетенции.
Письмо Алауи с просьбой о помощи, уже поступившее к ним, подписано "суверенным" и.о. главы иракского правительства. Иракская тема с самого начала господствовала на конференции НАТО - к радости Буша и к недовольству захваченных врасплох европейцев.
Американцы, обычно довольно неуклюжие в своей иракской политике, на этот раз действовали более толково. Сначала перенесли конференцию НАТО на конец июня якобы из-за личных дел Буша, затем была принята резолюция Совета Безопасности ООН, который одобряет передачу власти "суверенному переходному правительству", назначение Алауи его главой и дальнейшее присутствие многонациональных сил, то есть прежде всего 140 тыс. американцев. И вот теперь попытка возложить на НАТО большую ответственность за дальнейшее развитие событий в Ираке.
Однако нельзя говорить о крупном успехе Вашингтона. Буш лишь выполнил предвыборное обещание. Ничто не позволяет надеяться, что США теперь из чувства ответственности за Ирак уйдут из страны. Буш не достиг ни одной из своих целей - ни демократизации Ирака, ни экономического восстановления. Также не смог он до сих пор принести в страну мир и безопасность. Тот факт, что в последнее время в результате терактов погибло гораздо больше иракцев, чем американцев, является тревожным признаком грядущей гражданской войны. Сможет ли иракское правительство справиться с этим быстрее американцев? Очевидно, это последняя надежда Вашингтона.
Алауи считается сильным человеком, вполне способным на то, чтобы объединить противоборствующие силы в стране и успешно бороться с террористическими группами. Он, определенно, может действовать с ними более жестко, чем оккупационные власти, и к тому же он может рассчитывать на более тесное сотрудничество с населением, а именно с сетью информаторов, раз речь больше не идет о борьбе с американцами.
Алауи уже объявил о жестком курсе. Сначала он собирается объявить в стране чрезвычайное положение. Однако инструментов власти у него категорически не хватает. Его силы безопасности - 120 тыс. полицейских и солдат - плохо обучены и плохо вооружены. Поэтому Ирак и обратился за помощью к НАТО, которое должно будет не только помочь в обучении, но и поставить современное оружие, особенно для пограничного контроля, а также гарантировать Алауи политическую поддержку.
Эта поддержка тоже важна, потому что Алауи будет рад отделаться от дурного имиджа ставленника Вашингтона. Однако его уже подозревают в намерении захватить власть и саботировать намеченный демократический процесс с выборами в январе. Этот процесс пока остается решающим для баланса власти между шиитами, суннитами и курдами. Тем более, в Ираке уже есть прецеденты, когда смена власти приводила к единоличному господству, а не к демократии.
В данный момент администрацию Буша это не беспокоит. Ей надо сначала уйти с линии огня. Но если Алауи не удастся быстро взять под контроль Ирак, то американцам снова придется взять ответственность на себя.