Немка Беате Чепе, судимая за участие в неонацистской группировке Национал-социалистическое подполье (NSU), совершившей серию расистских убийств, выступила в четверг, 29 сентября, в Мюнхенском суде с заявлением, что она разочаровалась в националистических идея
Reuters
Немка Беате Чепе, судимая за участие в неонацистской группировке Национал-социалистическое подполье (NSU), совершившей серию расистских убийств, выступила в четверг, 29 сентября, в Мюнхенском суде с заявлением, что она разочаровалась в националистических идея
 
 
 
Немка Беате Чепе, судимая за участие в неонацистской группировке Национал-социалистическое подполье (NSU), совершившей серию расистских убийств, выступила в четверг, 29 сентября, в Мюнхенском суде с заявлением, что она разочаровалась в националистических идея
Reuters

Немка Беате Чепе, судимая за участие в неонацистской группировке Национал-социалистическое подполье (NSU), совершившей серию расистских убийств, выступила в четверг, 29 сентября, в мюнхенском суде с заявлением, что она разочаровалась в националистических идеях, сообщает CBS. Ее заявления привлекают внимание, потому что говорит она в суде редко, это второй раз, когда она прерывает молчание.

Чепе, состоявшая в организации, члены которой семь лет убивали иммигрантов, сказала в суде, что когда-то увлекалась "националистической идеологией", но теперь судит людей "не по происхождению или политическим взглядам, а по их поведению".

DW отмечает, что ее речь стала неожиданностью, но не сенсацией. Все остальное, что она сказала, является повторением того, что адвокат зачитал от ее имени в 2015 году. "Я отвергаю обвинения в том, что была членом террористической организации под названием NSU", - заявила Чепе.

Беате Чепе является единственной оставшейся в живых из неонацистской группы, назвавшей себя Национал-социалистическим подпольем. Суд над ней началась в мае 2013 года и, как ожидается, продолжится в следующем году. На вопросы суда она предпочитает отвечать письменно. Впервые за четыре года она нарушила молчание в 2015 году, когда сообщила суду, что узнала об убийствах только после того, как они произошли.

В заявлении, зачитанном ее адвокатом в декабре 2015 года, она заявила об убийствах, двух взрывах и нескольких ограблениях банков, которые осуществили ее бывшие любовники, 38-летний Уве Мундлос и 34-летний Уве Бернхардт из города Йена, которые покончили с собой в 2011 году.

В 2015 году она рассказала, как познакомилась с Мундлосом в детстве в конце 1980-х годов в Восточной Германии. Чепе утверждает, что ее сообщники рассказали ей об убийствах после того, как они уже произошли, но она не сообщила о них в полицию, потому что те угрожали совершить самоубийство, если она это сделает. "Я приношу искренние извинения всем пострадавшим и родственникам погибших", - говорится в ее заявлении.

10 жертв "нацистов на велосипедах"

Группировка возникла в 1998 году. В нее входили всего три человека, которых в прессе называли "террористы из Цвикау". Их обвиняли в убийстве девятерых иммигрантов и одной сотрудницы полиции - 22-летней Мишель Кизеветтер, совершенных в 2000 - 2007 годах.

В девяти из десяти эпизодов убийцы использовали одно и то же оружие - пистолет Ceska 83. Первые девять жертв имели иностранные корни: мелкие предприниматели турецкого, курдского или, в одном случае, греческого происхождения. Преступления оставались нераскрытыми на протяжении 11 лет, потому что власти последовательно игнорировали ключевой аспект этих преступлений: возможное наличие политического мотива, писал журналист и политолог Фридрих Буршель, освещающий процесс по делу Национал-социалистического подполья, референт по неонацизму и структурам/идеологиям неравенства Академии политического образования при Фонде Розы Люксембург в Берлине. Перевод его статьи опубликован в сентябре сайтом "Медиазона".

Первой жертвой серии убийств стал 38-летний торговец цветами Энвер Шимшек из Нюрнберга, умерший от ран 11 сентября 2000 года. Его вдова осталась с двумя детьми 13 и 14 лет. Менее чем через год был убит 49-летний портной Абдуррахим Йоцюдогру, снова в Нюрнберге, 13 июня 2001 года, затем гамбургский зеленщик Сюлейман Ташкпрю, 31 год, 27 июня 2001 года, владелец мюнхенского магазина Хабила Килич, 38 лет, 29 августа 2001 года. Все они были убиты выстрелами в голову.

После заметного перерыва в два с половиной года 25 февраля 2004 года в Ростоке из такого же оружия был убит 25-летний продавец шаурмы Мемет Тургут. 9 июня 2005 года при похожих обстоятельствах погиб 50-летний Измаил Яшар; он стал уже третьей жертвой в Нюрнберге. Через шесть дней, 15 июня 2005-го, погиб работник мюнхенской мастерской по изготовлению ключей Теодорос Булгаридес, 41 год. 4 апреля 2006 года был застрелен 39-летний Мемет Кубашик в Дортмунде; уже через день, 6 апреля - Халит Йозгат, владелец интернет-кафе в Касселе. Ему был 21 год.

Вдове Энвера Шимшека Адиле следователи показали фотографию "светловолосой немки" и заявили, что та была любовницей ее убитого мужа и прижила от него двоих детей. Таким образом подозреваемую пытались вынудить признаться, что она сама убила мужа из ревности. Только через много лет семье погибшего сообщили, что история мнимой измены была плодом полицейской фантазии. Никто из следователей не рассматривал расизм как возможный мотив убийц, хотя некоторые родственники погибших и высказывали предположение, что преступниками движет ненависть к иммигрантам.

Показания свидетелей, в разное время видевших двух велосипедистов неподалеку от места преступления, мало впечатляли следователей. Тогдашний руководитель мюнхенской комиссии по расследованию убийств Йозеф Вифлинг, ныне известный писатель, на вопрос, почему никто не обращает внимания на свидетельства о нацистах и велосипедах, ответил встречным вопросом: "А вы когда-нибудь видели нациста на велосипеде?"

В конце концов возобладала версия, согласно которой речь шла о типичных разборках иммигрантов внутри турецкой диаспоры. Через месяц после гибели Мемета Кубашика и Халита Йоцгата друзья и родственники тех, кто погиб от вооруженных пистолетом Ceska убийц, организовали в Касселе и Дортмунде демонстрации под лозунгом "Не допустить 10-й жертвы". В акциях приняли участие до 2 000 человек.

Убийцы разоблачили сами себя: записали видео с признанием и совершили самоубийство

4 ноября 2011 года в тюрингском городе Айзенах сгорел трейлер, в котором были найдены трупы двух человек, погибших еще до пожара. Несколькими часами позже за 200 км от Айзенаха - в саксонском Цвиккау - тоже случился пожар: полностью выгорела квартира в жилом доме по Фрюлингштрассе, 26. Погибших в Тюрингии опознают как Уве Мундлоса и Уве Бенхардта. Через четыре дня полиции сдастся Беате Чепе - поджигательница квартиры в Саксонии.

По ее словам, втроем с Мундлосом и Бенхардтом они составляли ядро террористической группировки "Национал-социалистическое подполье". Чепе расскажет, что с 1998-го по 2011 год они из расовой ненависти убили девять человек, застрелили сотрудницу немецкой полиции, опасно ранив ее коллегу, и совершили не менее трех терактов с использованием взрывчатки, среди них - взрыв начиненной гвоздями бомбы в Кельне.

Кроме того, на счету группы было как минимум 15 ограблений, в том числе банковских. В день смерти своих сообщников, застрелившихся во избежание ареста после неудачного налета, Чепе разослала чиновникам и журналистам заранее записанное видео с их цинично-дерзким признанием. Такие же видео были отправлены некоторым левым партиям и антифашистским группам. Затем Чепе подожгла квартиру, служившую последним прибежищем боевиков.

Биографии Беате Чепе (сейчас ей 41) и покойных Уве Мундлоса и Уве Бенхардта за время следствия и суда были изучены в мельчайших подробностях. Стало известно, что вдохновлялись они неонацистским романом антиутопией "Дневники Тернера" американского писателя Уильяма Пирса, написанного под псевдонимом Эндрю Макдоналд. Этот роман, описывающий "белую революцию", организованную расистской организацией для уничтожения мультикультурного общества в конце XX века, в виде книги либо PDF-файла на компьютере обнаружили позже у всех фигурантов процесса NSU.

Немецкие неонацисты ориентировались на указания романа: создать ячейки "сопротивления без лидера", терроризировать случайных представителей меньшинств, перейти на нелегальное положение и финансово подпитывать подполье грабежами-экспроприациями. На эту книгу как на источник побуждения к их террористической активности ссылались многие другие экстремисты.

Ожидается, что Высший земельный суд в Мюнхене вынесет приговор по делу NSU в начале 2017 года.