Ситуация в Киргизии стабилизировалась, считает премьер-министр, и.о.президента Курманбек Бакиев
Вести
Ситуация в Киргизии стабилизировалась, считает премьер-министр, и.о.президента Курманбек Бакиев Выступая на рабочем совещании в Бишкеке в Доме правительства во вторник, он выразил благодарность всем, "кто, проявив выдержку и мужество, помог в эти дни прекратить погромы и мародерство"
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Ситуация в Киргизии стабилизировалась, считает премьер-министр, и.о.президента Курманбек Бакиев
Вести
 
 
 
Выступая на рабочем совещании в Бишкеке в Доме правительства во вторник, он выразил благодарность всем, "кто, проявив выдержку и мужество, помог в эти дни прекратить погромы и мародерство"
RTV International
 
 
 
Полностью вернулась к нормальной жизнь в Бишкеке, хотя по вечерам народные дружинники вместе с милицией продолжают охранять магазины. О недавних погромах магазинов и обменных бюро, мародерстве и беспорядках напоминают лишь разбитые окна
RTV International

Ситуация в Киргизии стабилизировалась, считает премьер-министр, и.о. президента Курманбек Бакиев. Выступая на рабочем совещании в Бишкеке в Доме правительства во вторник, он выразил благодарность всем, "кто, проявив выдержку и мужество, помог в эти дни прекратить погромы и мародерство".

По словам Бакиева, "это молодые, зрелые и пожилые бишкекчане, помогавшие урегулировать сложившуюся ситуацию в целях сохранения политической стабильности".

В то же время он отметил, что в его "окружении были люди, которые требовали немедленного введения комендантского часа". "Напряжение было очень высоким. Самой главной причиной был выборный процесс, народ требовал признания выборов недействительными", - сказал Бакиев.

Полностью вернулась к нормальной жизнь в Бишкеке, хотя по вечерам народные дружинники вместе с милицией продолжают охранять магазины. О недавних погромах магазинов и обменных бюро, мародерстве и беспорядках напоминают лишь разбитые окна, сообщает ИТАР-ТАСС.

Владельцы кафе и магазинов вставляют стекла и смывают с сохранившихся окон надписи: "Мы с народом!" В тревожные дни этот лозунг помогал сохранить имущество.

Представители новой власти, установившейся в стране 24 марта, высказывают мнение, что мародерство было спровоцировано сторонниками прежнего руководства Киргизии, и это похоже на правду. Очевидцы утверждают, что к разграбленным магазинам сначала подъезжали на "Мерседесах" молодые люди, разбивали стекла, а затем наблюдали, как толпа выносила товары.

Как сообщили в МВД республики, создана специальная следственно-оперативная группа, которая занимается поисками организаторов мародерства. "Несколько подозреваемых уже задержаны", - отметили в МВД. Его сотрудники также утверждают, что горожане непрерывно звонят на специальный "телефон доверия" и сообщают номера автомашин, хозяева которых занимались мародерством.

Потеря собственности в результате нескольких дней мародерства и грабежей привела к самоубийствам и массовым нервным расстройствам среди местных бизнесменов. Как сообщили в Минздраве республики, за последние дни покончили жизнь самоубийством два владельца торговых компаний, десятки обратились в больницу с жалобами на последствия тяжелого стресса.

Между тем Ассоциация городов Киргизии (АГК) призвала власти республики прекратить "незаконные назначения мэров городов без ведома Бакиева". В противном случае мэры-самозванцы могут объявиться во всех городах страны, отметил исполнительный директор АГК Болот Асанакунов.

В Иссык-Кульской области вообще стало два губернатора. Один - Ишенбай Молдоташев - был временно назначен Курманбеком Бакиевым, а другой - некто Сарыбаев - представляется членом Координационного совета. Бакиев пообещал иссыккульцам решить вопрос о губернаторе в течение ближайших дней.

Во вторник в прямом эфире радио "Эхо Москвы" Аскар Акаев заявил, что "нынешняя исполнительная власть в Киргизии нелегитимна".

"Пока я являюсь единственным легитимным, всенародно избранным президентом Киргизской республики, - подчеркнул он. - Я не слагал с себя обязательств президента государства и не подам в отставку. Срок моего мандата заканчивается 30 октября 2005 года. Это мой последний срок. Наш народ сам выберет себе нового президента".

По словам Акаева, сейчас "в Бишкеке есть единственная легитимная власть - это парламент", и таким образом он может вести переговоры только с его спикером Омурбеком Текебаевым. Акаев признал, что совершил много ошибок, однако страна в целом шла в правильном направлении". "Главное, что в стране был мир и стабильность", - добавил он.

Акаев признался, что "чувствует вину перед своим народом за разграбленный Бишкек, за то, что не смог предотвратить этих событий". "Я не мог даже представить, что такое может произойти с городом, что мародеры разграбят его, - сказал он. - Но несмотря на это, я был категорически против применения оружия и дал соответствующие указания министру внутренних дел Киргизии. Ни одна капля крови не стоила того, чтобы сохранить власть. Я и сейчас считаю, что поступил правильно".

Касаясь возможности все же вернуться в Киргизию, Акаев указал, что новые власти не могут гарантировать ему неприкосновенность.

"Такие гарантии может дать только парламент и его глава, - отметил он. - Если такие гарантии будут даны, то я приеду в Киргизию". А пока, по его словам, он "находится в России, в Подмосковье".

"Я очень благодарен президенту РФ Владимиру Путину, который пригласил меня остановиться именно в России", - подчеркнул Акаев.

Позднее в интервью программе "Время" на Первом канале российского телевидения Акаев заявил, что готов сложить президентские полномочия досрочно, если ему "будут даны соответствующие гарантии и если это будет в полном соответствии с законодательством".

По его словам, если бы он мог предугадать, что "оппозиция использует молодчиков для захвата власти, а потом отдаст им на разграбление город, в тот момент я даже пошел бы на то, чтобы ввести чрезвычайное положение".

На вопрос, какие ошибки он допустил, Аскар Акаев ответил, что всегда делал акцент на социально-экономическое развитие, его приоритетами были реформы в образовании, здравоохранении, культуре. "Я считал, что именно это и есть надежный, прочный фундамент для развития демократии, - сказал Акаев. - Я упустил, конечно, вопрос укрепления правоохранительных органов, я должен признать, что это было мое упущение".