Президент компании Tokyo Electric Power Company (TEPCO), которая является оператором аварийной АЭС "Фукусима-1", в среду был госпитализирован, передает ИТАР-ТАСС. Поводом для отправки 66-летного Масатаки Симидзу в больницу стало повышенное давление и головокружение, сообщили в представительстве компании. Ранее официальные представители TEPCO опровергли слухи, будто Симидзу сложил с себя полномочия, покончил с собой или бежал из Японии.
Поводом для беспокойства за Симидзу стало то, что он уже две недели не появлялся на людях. Топ-менеджер не приходил даже на заседания антикризисного штаба, созданного его компанией и правительством. В TEPCO пояснили, что с 16 марта начальник "болен от тяжелого переутомления и официально не выходит на работу". Однако он все равно каждый день приезжал в головной офис и выслушивал доклады о ситуации на АЭС.
- Реакторы накроют колпаками из ткани
15 марта премьер-министр Японии Наото Кан подверг Симидзу и руководство энергокорпорации резкой критике за запоздалое реагирование на аварию и несвоевременное оповещение властей о ее масштабе и характере. Аналитики отмечают, что в сложившейся ситуации отставку Симидзу с поста главы TEPCO можно считать предопределенной.
Ошибки TEPCO поставили АЭС на грань катастрофы и взбесили премьера
Ошибки и неадекватная оценка ситуации сотрудниками TEPCO оказали значительное воздействие на работы по борьбе с распространением радиации. Например, выясняется, что руководство TEPCO знало о уязвимости своих АЭС, передает Reuters. При этом менеджмент не принимал своевременных мер к предотвращению аварийных ситуаций, а также к их разрешению.
Например, на втором реакторе закончилось топливо для дизельных насосов, которые нагнетали воду для охлаждения топливных элементов, в результате они перегрелись.
Когда на АЭС раздался взрыв водорода, руководство TEPCO сообщило об этом правительству лишь час спустя. И это несмотря на то, что в результате взрыва было ранено семеро рабочих и четверо солдат. Взбешенный премьер-министр Наото Кан на следующее утро ворвался в штаб-квартиру TEPCO и закричал руководителям: "Какого черта здесь происходит?!"
В некоторых случаях сотрудники страдали по собственной вине. Например, два сотрудника "Фукусимы" были отправлены в больницу для лечения от радиационных ожогов после того, как побывали в воде возле турбинного блока третьего реактора: они проигнорировали сигналы радиационной тревоги, посчитав, что сигнализация неисправна.
Тогда руководители TEPCO отозвали рабочих, пытавшихся откачать воду из реактора номер три, и сообщили, что уровень радиации превысил нормативный в 10 млн раз, впоследствии извинившись и уточнив, что на самом деле уровень радиации выше нормы лишь в 100 тысяч раз. Промашка на два порядка возмутила японское правительство. "Ошибки такого рода абсолютно неприемлемы", - заявил генсек кабинета министров Юкио Эдано.
Не приняли должных превентивных мер и власти Японии. Например, после инцидента на АЭС Three Mile Island в США, случившемся в 1979 году, власти США потребовали от всех операторов АЭС установить усиленные клапаны. Но японская Комиссия по ядерной безопасности не стала требовать установки такого оборудования на АЭС в обязательном порядке, оставив этот вопрос на усмотрение операторов. А ведь клапан является одним из последних средств предотвращения выброса зараженных материалов в окружающую среду.
Кроме того, Комиссия по регулированию ядерной энергетики США в конце 1980-х годов постановила, что реакторы Mark I, разработанные концерном General Electric, нуждаются в модернизации с целью повышения их безопасности. Именно такие реакторы стоят на АЭС "Фукусима-1". Японскую сторону предупреждали о необходимости модернизировать реакторы, но этого так и не было сделано.
Выяснилось также, что в 2008 году землетрясение перенесла АЭС "Касивадзаки-Карива". Несмотря на то, что мощность землетрясения в 2,5 раза превысила ту, на которую была рассчитана АЭС, аварии не произошло. Но, изучив воздействие подземных толчков, представитель TEPCO Тосиаки Сакаи и другие члены следственной комиссии заключили: несмотря на то, что АЭС удалось остановить без аварии, в результате провала грунта проложенные под зданием трубы системы пожаротушения были сломаны, из чего следует, что системы безопасности своего предназначения не выполнили.
Несмотря на преподанные природой уроки, никаких усовершенствований правила безопасности не претерпели. Масаси Гото, бывший инженер-ядерщик, ставший критиком отрасли, считает, что из другого землетрясения, случившегося в 2007 году, выводы делали избирательно: вместо того, чтобы обратить внимание на выявленные слабые места, подчеркивали сильные стороны.
В частности, не уделили внимания проблеме отказа многих датчиков, в результате чего при борьбе с последствиями аварии действовать приходилось чуть ли не вслепую: на АЭС "Фукусима" из-за прекращения выработки электроэнергии большинство датчиков, оставшись без электричества, отказали.
Поэтому для замера уровня радиации двум сотрудникам пришлось въехать на территорию АЭС на автомобиле с ручным дозиметром, хотя вместо живых людей можно было бы использовать роботов, которые срочно прислала французская компания. Но TEPCO не пустила роботов на АЭС, утверждая, что прислать их можно только по правительственным каналам.