Вторая интифада, начавшаяся в сентябре 2000 года и приведшая к пятилетней конфронтации, не повлияла серьезным образом на расклад сил в палестино-израильском конфликте, но резко изменила внутриполитическую ситуацию в обоих противоборствующих лагерях: на территориях, завоеванных Израилем в 1967 году, исламисты из "Хамаса" смели с арены исторического знаменосца палестинского национализма - "Фатх", а выборы в Израиле 28 марта привели к совершенно новой конфигурации парламентского представительства, пишет в пятницу газета Le Monde.
"Центристская" партия "Кадима", созданная Ариэлем Шароном незадолго до случившегося с ним инсульта, не набрала того количества голосов, на которое она рассчитывала. Однако она впервые положила конец гегемонии двух магистральных исторических течений сионизма - лейборизма и правого национализма, - которые попеременно "правили" Израилем со времени его создания в 1948 году, продолжает французское издание (полный текст на сайте InoPressa.ru).
Но "Кадима" не только взяла на себя обязательство пойти на новые "односторонние" территориальные израильские уступки на Западном берегу - после осуществленного по инициативе Ариэля Шарона ухода из Газы в августе 2005 года. Партия, возглавляемая Эхудом Ольмертом, выступает за сосуществование в перспективе "двух государств-наций" на территории, которую израильтяне называют "Эрец Исраэль" ("Земля Израиля").
Отдав предпочтение "Кадиме" и лейбористам, израильские избиратели довершили разгром сторонников "Великого Израиля" и всех тех, кто разделяет мистические представления об "Эрец Исраэль". Альянс "Национальный союз - Национальная религиозная партия" набрал меньше голосов, чем на предыдущих выборах. Что касается "Ликуда", то он буквально разваливается. Отныне противники ухода Израиля с оккупированных территорий представляют лишь шестую часть депутатов кнессета.
Таким образом, уйдя из Газы и создав "Кадиму", Шарон сумел не только продолжить, но и ускорить глубинную трансформацию израильского общества. Выборы показали: подавляющее большинство израильтян уже не сомневается, что сохранение демократического еврейского государства важнее территориальных амбиций, подчеркивает Le Monde.
Это предполагает отказ от господства над палестинским населением, живущим под оккупацией, и, следовательно, новые территориальные уступки, отмечает газета. Это настолько очевидно, что в лагере ультранационалистов партия "Исраэль Бейтену" (Наш дом - Израиль") опередила "Ликуд" и Национальную религиозную партию. Эта светская партия, выступающая за самое радикальное "размежевание" с палестинцами, не привержена идее о "Великом Израиле", которую можно сформулировать так: максимально большое еврейское государство при минимальной численности арабов в своих пределах.
Теперь видно, чего желают израильтяне: они хотят установить границу, которая освободит их от бремени оккупации и гарантирует им безопасность. Неясно только одно: возможно ли будет установить такую границу "в одностороннем порядке" после того, как в противоположном лагере к власти пришел "Хамас". Многие, в том числе в самом Израиле, в этом сомневаются, заключает Le Monde.