"Американская демократия обросла некоторыми странными условностями. Кандидаты и различные должностные лица больше не формулируют независимое мнение. Советники держат их в курсе дел и руководят их действиями", - пишет Мур
AFP
"Американская демократия обросла некоторыми странными условностями. Кандидаты и различные должностные лица больше не формулируют независимое мнение. Советники держат их в курсе дел и руководят их действиями", - пишет Мур
 
 
 
"Американская демократия обросла некоторыми странными условностями. Кандидаты и различные должностные лица больше не формулируют независимое мнение. Советники держат их в курсе дел и руководят их действиями", - пишет Мур
AFP

В свете скандала с предъявлением главному помощнику вице-президента США, Льюису Либби, обвинений в связи с утечкой информации, которая привела к раскрытию агента ЦРУ, известный американский журналист и писатель Джеймс Мур, автор бестселлера "Мозг Буша: как Карл Роув сделал Джорджа Буша-младшего президентом", со страниц газеты Financial Times обрушился с новой критикой на Роува в частности и на беспринципность политических советников в целом.

"Американская демократия обросла некоторыми странными условностями. Кандидаты и различные должностные лица больше не формулируют независимое мнение. Советники держат их в курсе дел и руководят их действиями", - пишет Мур в Financial Times (перевод на сайте Inopressa.ru).

"Президент Джордж Буш хвастается, что обойдется без опроса общественного мнения, решая, что ему думать", - продолжает он.

Он и обходится. Ведь у него есть Карл Роув, большой специалист в политике, который по ночам сидит над исследованиями и разбирает по косточкам их результаты, чтобы найти удачное решение и полезную идею. После этого президент знает, что ему думать. Конечно, у всех президентов были важные советники, доверенные лица. Майкл Дивер руководил театральными действами Рональда Рейгана; Джеймс Бейкер был мозгом политических решений Джорджа Буша, а взлет Билла Клинтона состоялся на крыльях Джеймса Карвилла и Пола Бегала. Однако Роув представляет собой эволюционный прорыв в этой области, превосходя этих состоявшихся профессиональных политиков.

Президент Буш во многом является креатурой Роува. Они как две головы одного тела. Собственно, еще за пять лет до того, как Буш выставил свою кандидатуру на выборах губернатора Техаса, Роув сказал своему другу, что может превратить "сына президента в президента". У Буша было имя, финансовые связи, шарм и удачная внешность, а у Роува – острый ум, полный идей, и безразмерные амбиции.

В таком тандеме есть некоторая опасность. Как правило, политические консультанты не переезжают в Белый дом после того, как их кандидат оказывается избранным. Однако у Роува есть свой кабинет в западном крыле Белого дома, где он и готовит месиво из стратегии и политики. Неизбежно наступает момент, когда то, что лучше для страны, не является идеальным для политического будущего президента. Послужной список Роува говорит о том, что в случае необходимости сделать такой выбор он скорее предпочтет клиента, а не страну. Главная задача – переизбрание должностного лица и продвижение партии. Избирательные кампании не заканчиваются никогда.

Создается впечатление, что Роув обладает полномочиями, выходящими далеко за рамки тех, которыми обычно облечен политический советник. Без него старший отпрыск Буша был бы не более чем человеком, безуспешно разыскивающим нефть на западе Техаса. Роув составляет планы и защищает свой самый ценный актив. Президент – это продукт, а Роув – его единственный продавец.

Что может сделать Роув, обладая такой властью? Его послужной список впечатляет. Он известен тем, что способствовал утечке информации, нанесшей вред кандидатке испанского происхождения на государственный пост в Техасе.

В проспектах, отправленных избирателям в Западной Виргинии, было объявлено, что демократы намерены запретить Библию и разрешить браки между геями. Прямой связи между этими проспектами и Роувом не прослеживается, хотя во время кампании в Техасе он использовал весьма похожие материалы. Около 20 лет назад он пригласил к себе в офис журналистов и сообщил им, что представители демократической оппозиции поставили к нему в кабинет жучки. Никто ему не поверил. Однако все написали об этом, и в итоге его кандидат победил.

Из его поведения накануне и во время расследования в связи с утечкой информации об имени агента ЦРУ понятно, что им движет стремление служить и оберегать своего президента. Учитывая, что его никогда прежде не привлекали к ответственности за политические махинации, он выглядит достаточно уверенным в своих силах и в целом готов предоставить другим осуществлять свои планы.

Признание в пятницу виновным главы кабинета вице-президента Льюиса "Скутера" Либби не закрывает вопроса о том, был ли Роув задействован в утечке. Либби зациклился на дипломате Джозефе Уилсоне и его докладе о том, что Ирак не пытался купить у Нигера урановый концентрат. Роув не мог этого не знать, а он известен тем, что хорошо управляет своими активами. Разумеется, если против него выдвинут обвинения, у него еще будет возможность на них ответить.

Роув – это не заболевание, а симптом. Американской демократией уже слишком давно управляют наемники. Власть и могущество находятся не в тех руках. Избиратели выбирают консультантов, а не конгресс. А консультанты редко обращаются к своду правил, если вообще желают этого. Главное для них в этой игре – победить любой ценой, а не служить кому-то, за исключением своих непосредственных работодателей. Избиратели США отдали власть в руки людей в костюмах за 2000 долларов с платиновыми кредитными карточками.

И пока мы молча ждем, когда раздастся голос какого-нибудь смельчака, который велит им убираться, наша демократия продолжает неуклонно двигаться к упадку, завершает свою статью в Financial Times Джеймс Мур.