Немало людей, заработавших первые большие деньги, благодаря деловой хватке и хорошим связям, начинают думать, что смогут заработать на чем угодно
Global Look Press
Немало людей, заработавших первые большие деньги, благодаря деловой хватке и хорошим связям, начинают думать, что смогут заработать на чем угодно
 
 
 
Немало людей, заработавших первые большие деньги, благодаря деловой хватке и хорошим связям, начинают думать, что смогут заработать на чем угодно
Global Look Press

Немало людей, заработавших первые большие деньги, благодаря деловой хватке и хорошим связям, начинают думать, что смогут заработать на чем угодно. Кончается это не всегда хорошо, и вскоре становится понятно, что растратить можно любое, даже очень крупное состояние. Тому, какие просчеты совершают богатейшие люди и люди, управляющие их деньгами, посвящена статья в последнем выпуске русского Forbes.

Во-первых, как бы много у вас ни было денег, если с ними ничего не делать, их станет меньше. Если считать только инфляцию, то состояние уменьшится примерно на 40% за 10 лет. Текущие расходы богатой семьи обычно равны 3–4% капитала. С учетом расходов за 20 лет от него останется 16%.

Другие практически неизбежные потери - это убытки от провальных проектов, не возвращенные друзьями долги, неудачные спекуляции с валютой и золотом, благотворительность и подарки. Пока основной бизнес приносит сверхдоходы, об этом можно не думать. Но наступает момент, когда вопрос управления инвестициями становится центральным.

Много проблем возникает и при выборе направлений инвестирования. В России принято доверять только друзьям, а друзья у олигархов обычно двух типов: одни просят в долг, другие предлагают бизнес. Отсюда два частых направления инвестирования.

Частный долг кажется прекрасным видом инвестирования: заемщик знаком, ставка высокая, возврат обеспечен залогами. Однако кредиты обычно берут под рискованный бизнес, часть кредитов пролонгируется и не возвращается. Залоги оказываются переоцененными и неликвидными, продать их сложнее, чем вернуть деньги. Забрать бизнес можно, но дохода он все равно не принесет.

Бизнес "с друзьями" бывает хорош редко и только если друг - профессионал в бизнесе. Но за годы у миллиардера в друзьях оказываются ученые (вместе институт оканчивали), врачи, красивые девушки, спортсмены, поэты, художники, ювелиры и т. д. За редким исключением бизнесы этих людей обречены, поскольку их создатели кто угодно, но только не предприниматели.

Если не с друзьями и не в долг, то точно во что-то перспективное и интересное. Беда в том, что мало кто понимает в предмете венчура. На рынке много мошенников, специалистов по "риску за чужой счет", сумасшедших, мальчиков и девочек, замороченных призывами открывать свой бизнес и наученных красиво продавать свои и чужие идеи, - и так же много наивных, готовых верить в вечную молодость из пробирки и термоядерный синтез в гараже богатых инвесторов.

Понимание основных законов развития науки и технологий - преемственности разработок, необходимости базы для научно-исследовательских работ и широкой кооперации - и знание предмета венчура (машиностроения или физики) жизненно необходимы для принятия решений об инвестировании.

Рецепт успеха, в итоге, часто оказывается в отказе от функции самостоятельного инвестирования.