Протодиакон Кураев не считает акцию Pussy Riot святотатством и богохульством
pravmir.ru
Протодиакон Кураев не считает акцию Pussy Riot святотатством и богохульством
 
 
 
Протодиакон Кураев не считает акцию Pussy Riot святотатством и богохульством
pravmir.ru

Профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев не склонен расценивать "панк-молебен" участниц "Pussy Riot" в храме Христа Спасителя как богохульство и святотатство.

"Это, несомненно, хулиганство - но это на юридическом языке. Но это не святотатство, потому что они ничего из храма не украли (тать по-славянски - вор). Это не богохульство, потому что Путин не Бог, а Богородицу они не хулили. Они о Ней говорили вещи, с которыми мы, христиане, не можем согласиться", - заявил Андрей Кураев в интервью, опубликованном в журнале "Афиша". Его высказывание приводит портал "Интерфакс-Религия".

Что касается слов из "панк-молебна": "Богородица, стань феминисткой", - то для христиан, считает протодиакон, это призыв, "мягко говоря, странный, но, с другой стороны, чем он отличается от призыва "Богородица, помоги москвичам разбить тверичей"?"

"В истории очень часто люди вписывали святые имена в свои партии. Поэтому, справедливо возмущаясь этим лозунгом "пусей", приходится признать, что и мы не без схожего греха. Остается кощунство - осквернение святыни", - сделал вывод Андрей Кураев.

Таким образом, продолжил он, "церковно-канонические эпитеты для характеристики того инцидента стоило бы подбирать аккуратнее".

Напомним, что протодиакон Андрей Кураев сделал немало высказываний в отношение акции участниц группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя.

Наиболее известное и наделавшее шума касается своеобразного "наказания", которое Кураев предложил в назидение "девчонкам".

"Будь я ключарем этого Храма, я бы их накормил блинами, выдал по чаше медовухи и пригласил бы зайти вновь на Чин Прощения. А если бы я был мирянином-старостой, то на прощанье еще бы и ущипнул их малость... По отечески. Для вразумления", - написал протодиакон в своем ЖЖ, добавив, что "учиненное ими, конечно, безобразие, но - законное безобразие".

"Масляница на дворе. Время скоморошества и перевертышей. Социальный космос рушится (в надежде его весеннего обновления вместе с природой), социальные роли меняются местами. Во времена Петра Великого такого рода выходки в такие дни были в порядке вещей (точнее - в масляничном беспорядке)", - пояснил священнослужитель формулировку "законное безобразие". "Эти юные хулиганки могли об этом и не знать (о традициях масляницы). Но нам то, продумывая нашу реакцию, забывать про них негоже", - заключил Андрей Кураев, имея в виду строгие меры наказания "девчонок", предложенные некоторыми представителями Церкви и православной общественности.

За это предложение на протодиакона обрушилась целая волна гнева.

Руководитель фонда "Возвращение" Юрий Бондаренко прислал ему письмо, завершающееся словами: "Гореть вместе с этими с***ми будете, "отец" Андрей! Будьте вы прокляты!!!". А диакон Владимир Василик потребовал лишить Кураева сана и призвал к "литургическому бойкоту".

Руководитель православного корпуса движения "Наши" Борис Якеменко, который считает в связи с инцидентом в храме, что должны быть актуализированы ветхозаветные кары, написал Кураеву, что "понятие "богохульства" никто не отменял и отношение к нему всегда было более чем определенным", при этом он ссылается на книгу Левит (глава 24, стихи 15-16).

В ответ на эти замечания Андрей Кураев написал, что "по интернету катится волна мечтаний православных блоггеров": секретарь Ивановской епархии РПЦ иеромонах Виталий (Уткин) "мечтательно цитирует древние установления про костры и казни", "кто-то советует девок отдать на ночь охранникам Храма, кто-то - огреть их совковыми лопатами, кто-то предлагает тюремные сроки… И это все - публично, в интернете".

"Как после этого будет воспринимать нас нецерковное большинство наших соотечественников и современников? Пожелают ли они создавать благоприятные условии для нашего дальнейшего врастания в общественную и государственную жизнь?" - задал вопрос миссионер.

"Плюсы от требовательно-наказательной реакции минимальны. Может (если кара будет устрашающей) подобных выходок в храмах не будет. Но в других храмах - храмах душ человеческих - родится гораздо больше хульных помыслов про нас и нашу веру", - подчеркивает священнослужитель. Самые строгие наказания за богохульство, напоминает он, существуют в Пакистане и Саудовской Аравии. Не вступим ли мы, настаивая на строгости, в конкуренцию с ними, восклицал Кураев.

Якобы анти-путинская акция в храме Христа Спасителя, писал Кураев, на самом деле прибавила симпатий к Путину. "Но наша якобы про-церковная яростная реакция на нее привлекает симпатии к атеисту Прохорову… Если церковной нормой являются слова тех, кто проклинает и грозит наручниками да кострами, то стоит ли пускать во власть человека, который является носителем такой нормы?" - заключил протодиакон, отмечая, что "выгоднее было бы поступить по слову Нагорной Проповеди".

Позже Андрей Кураев прокомментировал письмо участниц Pussy Riot Патриарху Кириллу и нашел в нем положительный момент. Священнослужитель отметил эволюцию в сознании панк-группы Pussy Riot и пожелал ее участницам освоить подлинную православную молитву.

"Я очень рад, что оценка этими девушками их акций эволюционирует в сторону от чисто политической акции к религиозной самооценке. И кажется, в их письме нет слова "панк", а просто "молитва" вместо "панк-молебен"

Напомним, что в минувшую пятницу Мосгорсуд признал законным и обоснованным ранее вынесенное решение о продлении ареста до 24 июня трех участниц "Pussy Riot" - Надежды Толоконниковой, Марии Алехиной и Екатерины Самуцевич.