В Уфе состоялся съезд Центрального духовного управления мусульман России (ЦДУМ). На нем было принято заявление, в котором говорится о проникновении экстремистов во влиятельные исламские организации страны.
"Ряд мусульманских организаций, в том числе достаточно крупных и влиятельных, оказался поражен вирусом радикализма и фактически захвачен экстремистами. Развернулась борьба за сферу исламского образования, под контролем радикалов оказались некоторые исламские вузы", - говорится в документе, переданном во вторник порталу "Интерфакс-Религия".
Съезд обратился к президенту России Владимиру Путину с просьбой "повысить уровень и качество взаимодействия государственных органов и традиционных мусульманских организаций, оказать им всестороннюю поддержку в борьбе с чуждыми нашему обществу экстремистскими идеологиями".
В заявлении также отмечается, что в последнее время, "прежде всего, внешними радикальными элементами", предпринимаются активные попытки внести раскол в ряды ЦДУМ, распространяются различные слухи, в том числе о выходе из его состава тех или иных организаций. В этой связи съезд подчеркнул, что ЦДУМ сохраняет свой прежний состав и полное единство под руководством муфтия Талгата Таджуддина.
Авторы документа обратились к Владимиру Путину с просьбой принять Талгата Таджуддина и двух его главных советников-муфтиев "для обсуждения наиболее злободневных вопросов мусульманского сообщества страны".
ЦДУМ призвал все здоровые силы традиционного российского ислама сплотиться и создать "широкую коалицию" для эффективного противодействия радикальным идеологиям в мусульманской среде. Для этого съезд учредил общественную ассоциацию - Объединение мусульман России, которое займется работой с молодежью и широкой общественностью, профилактикой экстремизма.
Кроме того, участники съезда "в связи с непосильными для большинства мечетей расходами" попросили премьера Дмитрия Медведева рассмотреть вопрос снижения стоимости бытового газа для религиозных организаций путем повсеместного установления для них тарифа "для населения".
Они также обратили внимание Совета по хаджу "на острую нехватку" квоты на хадж для ЦДУМ. Подчеркнув, что Саудовская Аравия выделяет квоты для российских мусульман, исходя из расчета одна путевка на тысячу мусульман, в организации потребовали от Совета по хаджу "в дальнейшем придерживаться этого принципа".
Отметим, что в настоящее время в России насчитывается несколько десятков самостоятельных Духовных управлений мусульман (муфтиятов), которые в большинстве случаев подразделяются на кызыяты и мухтасибаты. Ранее - до 1991 года, на территории РСФСР, в Советском Союзе, действовало два духовных управления мусульман — Духовное управление мусульман европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС), располагавшееся в Уфе, и Духовное управление мусульман Северного Кавказа (ДУМ СК) в Махачкале.
Большинство нынешних Духовных управлений объединены в три крупные централизованные организации: Центральное духовное управление мусульман России и европейских стран СНГ в Уфе, Совет муфтиев России (СМР) в Москве и Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМ СК). Как отмечалось на сайте информационно-аналитического центра "Исламинформ", между ЦДУМ и СМР "наблюдается противостояние", и зачастую результатом этого становится появление параллельных мусульманских управленческих структур в ряде регионов.
Не так давно возникла четвертая российская централизованная мусульманская организация - Российская ассоциация исламского согласия (Всероссийский муфтият, РАИС). Поводом для ее создания стала "назревшая потребность и важность консолидации мусульманского сообщества России". Созданная организация ставит цель, "обособившись от постоянных внутримусульманских противостояний и нездорового соперничества между мусульманскими лидерами и организациями, путем полноценной и системной работы прийти к единству мусульманской общины России, что станет безусловным благом для самих мусульман и послужит укреплению российской государственности". Председателем новой организации избран глава Духовного управления мусульман Ставрополья Мухаммад Рахимов.
Объектом критики со стороны РАИС нередко становится Совет муфтиев России, возглавляемый Равилем Гайнутдином.
Так, в декабре 2010 года Всероссийский муфтият распространил заявление, в котором призвал российские власти приостановить деятельности Совета муфтиев России. В документе говорилось, что деятельность СМР наносит "существенный вред интересам безопасности страны" и направлена на "разжигание межнациональной и межконфессиональной розни и войны". Руководители Всероссийского муфтията также просили власти дать правовую оценку некоторым высказываниям главы СМР Равиля Гайнутдина, примеры которых приводились в документе.
В частности, выступая на заседании президиума Межрелигиозного совета России 16 декабря 2010 года в Москве, Равиль Гайнутдин заявил, что "если коренное население не хочет работать, после получения зарплаты они пропадают на 15-20 дней, и в это время станки стоят, с этими рабочими производить что-либо невозможно". Поэтому, по его словам, Россия вынуждена приглашать мигрантов: "Они не пьянствуют, они дисциплинированны, трудолюбивы; если зарплату получают, то отправляют ее домой, чтобы накормить свои семьи".
В интервью татарской редакции радио "Свобода", которое Гайнутдин дал в конце 2010 года, он якобы обвинил государство в противодействии объединению мусульман и попытках "задавить ислам в России", а муфтиев недавно созданного Всероссийского муфтията назвал кричащими "куклами" и "грязными людьми".
"Печально и пагубно, что свою несостоятельность в объединительном процессе, в выстраивании отношений с органами государственной и муниципальной власти, в налаживании полноценного межрелигиозного диалога муфтий Равиль Гайнутдин самым кощунственным образом стал прикрывать тезисом "унижения мусульман и политики по ущемлению гражданских прав" со стороны нашего государства", - заявили руководители РАИС.
Они возлагают особую ответственность на Гайнутдина за то, что свое "провокационное заявление" он сделал "в те дни, когда практически по всей стране прокатилась волна ксенофобии, межнациональных конфликтов на улицах наших городов", чем "усугубил и без того сложную ситуацию".
Всероссийский муфтият также вменяет в вину Гайнутдину то, что за время существования Совета муфтиев его руководство "ни разу не смогло согласовать точное, единое время" проведения религиозных праздников, а также поддерживало выпуск "сомнительной, а чаще всего вредной и откровенной подрывной религиозной литературы", что привело, по мнению авторов заявления, к "укоренению псевдоисламских сект и ваххабизма среди мусульманского населения".