Разгонный блок ДМ-03 "Протона-М", установленный на эту ракету-носитель впервые с декабря 2010 года, когда были потеряны три спутника "Глонасс-М", не мог стать виновником аварии на Байконуре утром 2 июля - ЧП произошло до того, как блок начал работу. Впрочем, окончательные выводы о причинах произошедшего специалистам еще предстоит установить. Космодрому тем временем придется выдержать мораторий на запуски из-за необходимости очистки территории от возможного загрязнения ракетным топливом, хотя эксперты по этому вопросу склонны давать довольно оптимистичный прогноз. Зато куда значительнее может оказаться ее влияние на будущее российской космонавтики.
"Орбитальный блок (разгонный блок ДМ-03 с тремя спутниками "Глонасс-М") при выведении на низкую околоземную орбиту функционирует в пассивном режиме до момента отделения от ракеты-носителя в конце участка работы ее второй ступени, после чего осуществляется доставка блока космических аппаратов на заданную орбиту в результате двух включений маршевого двигателя разгонного блока", - цитирует РИА "Новости" сообщение РКК "Энергия".
"Авария произошла на первых секундах старта, а разгонный блок ДМ-03 должен был включиться в работу на 585 секунде", - пояснил ИТАР-ТАСС источник в ракетно-космической отрасли. Он добавил, что "разгонный блок ДМ-03 летных замечаний в своей истории не имел, это один из самых надежных разгонных блоков".
Президент Владимир Путин уже в курсе произошедшего. "Президенту доложено", - заявил сегодня журналистам его пресс-секретарь Дмитрий Песков.
На месте падения "Протона-М" образовалась воронка в 200 метров
По данным телеметрии, на четвертой секунде полета ракеты начались отклонения по тангажу. На 12-й секунде они усилились. На 17-й секунде прошло аварийное выключение двигателей. После этого ракета начала разваливаться в воздухе, на 32-й секунде она упала. При этом маршевые двигатели работали до самого столкновения ракеты с землей, что позволило увести аппарат от стартового комплекса и избежать разрушений на земле.
"Маршевые двигатели первой ступени ракеты продолжали работать вплоть до ее падения. - сообщили ранее информированные источники. - Судя по всему, автоматика зафиксировала отказ, но не выключила маршевые двигатели, чтобы увести ракеты дальше от места старта". Так и вышло. "Ракета упала в "1,5-2 км от наземного командного пункта", - рассказал "Интерфаксу" источник на космодроме.
На месте падения ракеты образовалась воронка диаметром около 150-200 метров. А вот пожара на земле не было. Сейчас место падения "Протона" оцеплено специалистами, которые в том числе занимаются взятием проб воздуха и грунта для оценки степени загрязнения, развернуты три поста химзащиты.
В Казахстане испугались экологической катастрофы
Изначально специалисты высказывали опасения, что падение ракеты-носителя, на борту которой изначально находилось порядка 500 тонн топлива, чревато серьезными экологическими последствиями. Под угрозой могли оказаться жизни и персонала космодрома, и даже жителей города Байконур, расположенного на удалении нескольких десятков километров от него. Жителей Казалинского и Кармакшинского районов Кызылординской области и города Байконур оповещают о ЧП и призывают не покидать своих домов без лишней необходимости, передает Tengrinews.kz.
"Это (гептил) хорошее топливо для ракеты, но очень опасное и вредное для окружающей среды, - заявил Tengrinews.kz эколог Мэлс Елеусизов. - Один грамм гептила может поразить один кубический километр воздуха". "Воздействие гептила может продолжаться в течение 20-30 лет", - отметил в свою очередь эколог, член-корреспондент МАНЭП РФ Владислав Бенсман.
"Известно, что город Байконур получает воду из артезианских источников. Боюсь, что гептил, попав в почву, может опуститься до грунтовых вод и попасть в водопровод города", - сообщил "Интерфаксу" источник в ракетно-космической отрасли. - На площадках, не подпадающих под прямое соприкосновение с этим облаком, включать кондиционеры нельзя, нельзя работать... Я сам служил на космодроме. Знаю, что такое гептил. Даже в противогазах все стараются бежать от него".
Ветер, дождь и взрыв спасли от загрязнения
Впрочем, по нынешней ситуации эксперты дают довольно оптимистичный прогноз. "Я не вижу никаких оснований говорить, что произойдет экологическая катастрофа. Я не думаю, что там был какой-то разлив (топлива)", - заявила РИА "Новости" завлабораторией экологической безопасности географического факультета МГУ Татьяна Королева.
Она отметила, что прецедентов отказа "Протонов" на стадии работы первой ступени не было, однако при взрыве практически все топливо - токсичный несимметричный диметилгидразин (гептил) - должно было сгореть. "Поскольку был мощный взрыв, можно думать, что основная масса топлива прореагировала с окислителем, которого в избытке, и гептильное загрязнение должно быть минимальным. Потому что при таком взрыве происходит полное сгорание гептила", - заключила Королева.
С ней солидарен начальник Федерального информационно-аналитического центра Росгидромета Валерий Косых: "Город находится на юго-востоке от места падения, а приземный ветер на момент аварии был северо-восточный. Поэтому, по нашим оценкам, загрязняющие вещества, попавшие в приземный слой воздуха, не должны попасть на город".
С экспертами согласны казахстанские специалисты. "Пошел дождь, и началось оседание облака (образовавшегося после взрыва ракеты. - Прим. NEWSru.com), хвосты могут в большом количестве не дойти до города (Байконура). Произошло одновременное падение баков кислорода, гептила, онила, и при одновременном касании и падении на землю происходит взрыв и практическое полное сгорание гептила, вредного для населения", - цитирует "Новости-Казахстан" главу Казкосмоса Талгата Мусабаева. - По информации специалистов, большого урона населению города Байконур, поселков Акка и Тюратам не будет нанесено".
По словам информированных источников, серьезной угрозы не было изначально даже для сотрудников космодрома и прочих лиц, присутствовавших на территории Байконура при запуске. "Ветер дул в противоположную сторону, поэтому облако (топлива) командному пункту и специалистам, которые там находились, не угрожало", - сообщил "Интерфаксу" источник на космодроме.
Авария может оставить Россию без Марса
Тем не менее, пуски с Байконура на какое-то время будет остановлены. "Подобные аварии на Байконуре уже были. Думаю, что после очистки территории через два-три месяца пуски возобновятся", - заявил РИА "Новости" источник в ракетно-космической отрасли.
Что касается "Протонов", то им не летать, возможно, - придется дольше. Так, ранее стало известно, что подготовка к запуску "Протона-М" с зарубежным космическим аппаратом Astra-2E, который планировался на 21 июля, будет прервана до завершения работы аварийной комиссии. Запуск, намеченный на 14 августа, также, скорее всего, будет перенесен. Всего до конца года планировалось еще шесть пусков "Протона-М".
Одним из них должен был стать запуск Многофункционального лабораторного модуля к МКС. "МЛМ планируется запустить с помощью "Протона" в конце года. Но неизвестно, как быстро аварийная комиссия выяснить причины произошедшего, даст разрешение на возобновление пусков и сможет ли Центр Хруничева наверстать отставание по коммерческим пускам, поскольку иначе к нему могут быть предъявлены штрафные санкции, - заявил "Интерфаксу" источник в ракетно-космической отрасли. - Не исключаю, что его запуск может быть перенесен на следующий год".
Еще более серьезные последствия авария "Протона" может иметь для российской космической отрасли в целом. "Это может подорвать участие России в самом крупном международном проекте по исследованию космоса, в котором она участвует, - заявил "Русской службе новостей" эксперт по космической политике Юрий Караш. - Речь идет о проекте "Экзомарс", под который Россия должна предоставить две ракеты-носителя типа "Протон" для запуска к Марсу в 2016 и в 2018 годах. Европейцы вообще могут закрыть этот проект".